[:ru]
Вальдорфские школы в мире
Более 1000 вальдорфских школ в разных странах мира (Европа, Азия, Южная и Северная Америка, Африка) придерживаются общего подхода к образовательным идеям Рудольфа Штейнера (1861-1925), австрийца по происхождению выдающегося философа, учёного и художника, основателя антропософии — современной духовной науки. Штейнер основал первую вальдорфскую школу в 1919 году в Штутгарте (Германия), где был применён практический подход к образованию, основанный на глубоком понимании существа ребёнка: кто он такой, как он развивается, как врастает в окружающий мир.
Вальдорфские школы представляют собой достаточно большую и быстро растущую группу среди частных школ мира. В вальдорфском движении нет централизованного управления; каждая школа административно независима. Но существуют ассоциации, которые готовят педагогов, публикуют методические материалы, проводят конференции и работают в поддержку вальдорфского движения.
Основные достоинства Иркутской Вальдорфской школы
- Школа воспитывает, образовывает и готовит к дальнейшей жизни зрелых, умеющих мыслить самостоятельно молодых людей. Они готовы самостоятельно действовать в современном мире, принимать решения, брать за них ответственность.
- Школьная образовательная программа соответствует Федеральному образовательному стандарту и выполняет заказ родителей .
- Выпускники вальдорфской школы овладевают более чем пятьюдесятью различными компетенциями, как личностными, так и профессиональными.
- Интегрированные общеобразовательные предметы.
- Особенно отлична наша школа атмосферой сотрудничества: детей и взрослых, старшеклассников и малышей, учителей и родителей. Этому способствует безотметочное обучение, опыт которого насчитывает у нас 24 года. Невозможность для учителя отмахнуться отметкой от процесса роста, обучения и становления ребенка, заставляет идти на диалог и сотрудничество с ребенком и родителями, заставляет искать новый индивидуальный подход именно для этого ребенка, в его неповторимой ситуации развития. Апофеозом сотрудничества является день самоуправления, когда ученики 9-10 классов становятся учителями и ведут большую часть уроков в школе, а самые уверенные становятся учителями в новосозданном классе, где учениками становятся учителя. Сотрудничество с родителями и активная позиция родителей – будущее школы.
Примеров такого сотрудничества уже много , из родителей нашей школы вырастали учителя и даже директора нашей школы.
- Иркутская Вальдорфская школа – социальная школа. С первых лет создания в школе учились дети из разных социальных слоев общества: дети предпринимателей, фермеров, чиновников, водителей такси, продавцов и др. Это позволяет ребенку с ранних видеть и понимать многообразие социальной жизни нашего общества.
Каковы особенности вальдорфского образования? Чем отличаются вальдорфские школы от других альтернативных школ, систем образования?
Отличие в самой цели обучения — формирование личностей, способных в себе и из себя наделять свою жизнь смыслом. Задача вальдорфского образования — обучение ребенка в целом: головы, сердца, рук. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребенке искренней любви к учению. Для изучения академических предметов широко используются игры и художественные приемы, таким образом в учениках формируется внутренняя потребность к учению, что позволяет покончить с системой соревновательных оценок и показателей.
Некоторые характерные особенности вальдорфского обучения:
- На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
- Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.
- Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
- Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
- Метод преподавания. Подача материала начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль, — вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием. Уроки в вальдорфских школах живые и интересные, они бросают вызов и стимулируют воображение, так как к детям обращаются не только как к существам, способным только мыслить, но и как к существам, которые имеют еще руки и сердце.
Вальдорфское образование готовит учащихся войти во взрослую жизнь со способностями:
- Самодисциплины;
- Свободного, независимого, аналитического и критического мышления;
- Благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.
Как организовано обучение?
Мы начинаем с тех вещей, которые дети больше всего любят и лучше всего делают. Из этой деятельности, когда задания усложняются, проявляются умения и способности. Этот подход применяется на всех уровнях. Поэтому в нашей школе нет предметов, «нелюбимых » детьми. Ключ к решению этой проблемы — в том, чтобы представить каждый предмет в правильное время (период развития ребенка) и правильным образом, чтобы он заинтересовал и стимулировал ребенка.
Школьный день
Уникальная особенность вальдорфского подхода — в организации школьного дня. Академическая работа в классах происходит первые полтора часа, когда дети наиболее восприимчивы. Середина учебного дня отдана искусствам и иностранным языкам. Предметы, требующие участия конечностей и физической активности падают на третью, заключительную часть дня, когда энергии у ребят больше, а способность к концентрации снижается.
День начинается с приветствия классным учителем каждого ребенка лично. Когда класс собрался, читается утреннее стихотворение, за которым следуют декламация, пение, игра на флейтах и т.д. Эта деятельность обеспечивает спокойный переход из внешнего мира в мир основного урока, который занимает первые два часа школьного дня. Основной урок дается эпохами — в течение нескольких недель изучается один и тот же предмет (например, четыре недели истории, затем три недели геометрии).
Остальная часть дня разбита на более короткие периоды по 45 минут, некоторые их которых ведет сам классный учитель, некоторые — другие классные учителя, либо учителя-специалисты. Уроки, следующие за основным, обычно требуют постоянного повторения. Это — иностранные языки (английский и немецкий с 1-го класса), рукоделие, живопись, музыка. Разнообразие предметов одного дня позволяет будить интерес ребенка и стимулировать его способности.
Как учат чтению в вальдорфской школе?
Программа вальдорфской школы начинается с устной традиции — самой первой формы сохранения знаний человечества. Устный подход используется на протяжении всего обучения. Особенно усилена устная традиция в детском саду и в первом классе. Чтению уделяется меньше внимания часто даже и во втором классе.
На самом деле чтение в вальдорфской школе следует за усвоением основ письма — так же точно, как это сделало человечество — придумало письменность прежде, чем начало читать. Когда начинаем преподносить основы письменности в первом классе, этим мы помогаем детям открыть каждую букву примерно так же, как это делали древние люди, выводя форму буквы из пиктограммы. Письмо возникает из художественных работ детей, и их способность к чтению появляется вполне естественно, без усилий как ступень овладения лингвистическим общением.
Напечатанные учебники не появляются в вальдорфской школе так рано, как в других школах. Тем не менее дети создают свои собственные красочные учебники по каждому предмету. В первом классе такие учебники в основном состоят из рисунков, которыми дети иллюстрируют услышанную сказку. На самом деле они фиксируют самые первые свои шаги по направлению к миру формального образования, овладевая понятиями системы письма, ведущей к самому письму, а затем и к чтению. Сначала дети читают с доски, а затем они читают то, что они записали с большой осторожностью в тетрадях на главном уроке. Большинство детей овладевает чтением в третьем классе, хотя уже во втором многие дети успешно справляются с чтением.
Какую роль играет искусство в учебном плане?
Искусство — это фундамент вальдорфского учебного плана. Это иллюстрирует следующий афоризм: «Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, становится создателем. Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом.» Самые глубокие привычки ребенка и его стиль поведения формируются очень рано, когда он находится на «копирующей» стадии развития. В это время художественное самовыражение наиболее подходяще, чем всякая другая форма деятельности, для культивирования положительных привычек и манер ребенка, особенно для обеспечения того, чтобы позднее в жизни он имел возможность интересоваться всем в окружающем мире.
Художественная деятельность позволяет ребенку найти средство выражения в ответ на импульсы, приходящие из внешней среды. Этот процесс ставит внутреннее существо ребенка в соприкосновение с его физическим существом, и, таким образом, работа в искусстве производит важное влияние даже на физический рост и развитие. Эта неразрывная связь между телом и душой — характерная черта детства, и мы замечаем это в инстинкте ребенка выражать на физическом уровне свои чувства и эмоции. Чтобы действия ребенка не были бездумны и хаотичны, необходимо направить выражение его внутреннего порыва чувств на создание каких либо вещей, прибегая к помощи изобразительного искусства.
Тем не менее, художественная деятельность не бывает только «выразительной» — в этом случае она имела бы мало отличий от вспышек раздражения или гнева. Она должна быть также и созидательной: как по отношению к развивающемуся взаимодействию ребенка с внешним миром, так и по отношению к внутреннему миру его души. Самое важное — еще со школьного возраста привить у ребенка любовь к искусству, т.к. оно является основной сутью его природы. Именно поэтому художественная деятельность и входит в учебную программу вальдорфской школы.
Компетенции в различных видах искусств
- Художественное искусство (до уровня выпускника художественной школы: графика, акварель, лепка, скульптура, живопись).
- Музыкальное искусство ( с 1 класса умение играть на духовых и ударных инструментах, владение нотной грамоты, сольфеджио, вокал-на уровне выпускника муз.школы). Через музицирование — умение воспринимать и понимать классическую музыку.
- Театральное искусство неотъемлимая часть учебного процесса, которая кроме возможности самовыражения развивает умение взаимодействовать с другими людьми, как с одноклассниками, так и со взрослыми, умение вживаться в иной образ и понимать других людей. Театральные постановки раскрывают скрытые возможности как детей с лидерскими качествами, так и ребят часто незамечаемых учителями. Дают возможность оценить личные качества каждого ребенка.
Технология (не разделяя детей по гендерному признаку!) развивает детей в двух направлениях:
- Через уроки рукоделия, которые построены так, чтобы развивать дизайнерское мышление детей, их волю, часто на уроках рукоделия изучают традиции ремесел народов России и изделия выполняются с учетом национальных традиций сибирских народностей. Прядение шерсти, вязание спицами и крючком, валяние шерстяных изделий, ткачество, шитье.
- Ремеслом занимаются с 5 класса в течение 7 лет и получают навыки ручной и машинной обработки дерева, металла, камня.
Как обстоят дела с домашними заданиями, экзаменами и оценками?
Когда домашнее задание дается детям в начальной школе, это обычно делается либо для родителей, либо для «репутации» школы как учебного заведения, но это не отвечает нуждам детей этого возраста. Не существует письменной работы, которую дети этого возраста способны сделать самостоятельно. Тем не менее, если они переживают, свой школьный опыт с энтузиазмом, они придут домой с желанием показать и поделиться тем, что они делали в школе.
Задания на дом начинаются в третьем или четвертом классах. Что бы ни было задано на дом, это должно стоить потраченного времени и быть тем, чем можно гордиться. Контрольные и самостоятельные работы по математике, орфографии, иностранным языкам даются по усмотрению учителя. Тем не менее, формальные экзамены и контрольные работы не нужны. Вальдорфский учитель обязан знать каждого ребенка и его работу настолько хорошо, что частые проверки знаний становятся лишними. Кроме того, это дополнительные затраты драгоценного времени, которое может быть потрачено с большей пользой.
Конечно, дети сдают экзамены, которые требует государство, но они не используются для внутренних целей школы. Оценки не выставляются. Родительские собрания и детализированные характеристики детей составляют расширенную и точную оценку прогресса каждого учащегося, а также его проблем, содержат дополнительную информацию для родителей о том, как обогатить жизнь ребенка дома. Оценки и контрольные работы могут присутствовать в старшей школе, тогда, когда дети будут готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.
Как мы относимся к соревновательности?
Конечно, есть элемент соревновательности в сравнении тех достижений, которые делает сам ребенок в своем развитии. Ситуация будет совершенно другая, если дух соревновательности будет подстегиваться учителем или другими взрослыми. Навязанные соревнования могут принести удовлетворение выигравшим, и быть менее вдохновляющими для тех, кто проиграл. Мы предпочитаем, чтобы более способные учащиеся помогали тем, кто в этом нуждается.
Это развивает их социальные качества и обеспечивает сознательный подход к взаимоотношениям. Учитель может ввести групповые соревнования на спортивной площадке, а так же как часть классных упражнений. Чаще это происходит, чтобы стимулировать участие застенчивых детей. В целом мы не находим никаких педагогических причин, чтобы ранжировать детей, основываясь на их достижениях, особенно тех достижениях, которые находятся в узкой академической области.
Какая возникает ситуация, если ребенок переходит из другой школы в вальдорфскую?
В младших классах (во втором и третьем) дети из других школ будут более продвинутыми в чтении. В то же время их сверстники в вальдорфской школе обычно опережают в арифметических навыках и устной речи. Также в них отражается особое внимание вальдорфской программы к музыке, живописи и рукоделию.
Трудности вхождения в вальдорфскую школу редки, хотя детям придется поучиться игре на блокфлейте, иностранным языкам. Опыт показывает, что случаи долгого вхождения редки, но надо учитывать тот факт, что чем старше класс, тем труднее происходит это вхождение.
Поощряется ли участие родителей в жизни школы?
Активный, вовлеченный в школу родитель — это фундамент успеха любой вальдорфской школы. Существует огромное количество ролей, которые могут играть родители, начиная от поддержки работы учителя дома или помощи в классе, кончая помощью в поиске финансовой спонсорской поддержки школы.
Дети первыми чувствуют активное участие своих родителей в жизни школы. Тогда они еще больше гордятся своими родителями, испытывают чувство благодарности к ним. Дети всегда счастливы, когда вся семья вместе, «заодно». Тем не менее, от родителей не ожидается, что они будут принимать решения по педагогическим вопросам и вопросам школьной программы. Родителям необходимо познакомиться с вальдорфским подходом к образованию, по крайней мере, в той степени, которая нужна для уверенности, что это то, что они хотят для своих детей.
Какое отношение к телевидению и компьютерам?
Вальдорфские учителя предпочли бы, чтобы детей вообще не подвергали воздействию телевидения, и будут отстаивать свою точку зрения, что «хорошие» фильмы для определенного возраста — это то же самое для детей, что и «хорошие» алкогольные напитки. Развивающийся ребенок просто слишком молод, чтобы справиться с физическим воздействием средств массовой информации, не говоря уже о подавлении собственных способностей ребенка к воображению, о замене человеческого авторитета электронным, что препятствует здоровому развитию личности.
Превалирование телевидения — это одна из главнейших домашних проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам. Разница в классе между телевизионными и не телевизионными детьми сильно заметна. Вальдорфские учителя поощряют и поддерживают тех родителей, которые решают убрать телевизор и компьютер из окружения своих детей, тем более, что содержание многих программ весьма спорно.
Почему такое большое значение придается праздникам?
Праздники времен года связывают человека с ритмами природы и космоса. Праздничное присоединение человека к настроению времени года благотворно воздействует на жизнь души. Празднование — это искусство, это умение, утерянное нашей современной культурой. Радость присутствует в ожидании, подготовке, самом праздновании и воспоминаниях. Существует четыре основных праздника времен года — это Михайлов день (осень), Рождество (зима), Пасха (весна) и Иоаннов день (лето).
Святой Михаил известен как победитель дракона. Это небесный герой, который дает силу людям. Рождество — древний праздник, совершаемый, когда Солнце посылает Земле меньше всего света. Это то время, когда душа погружается в собственные глубины, чтобы ощутить свой собственный свет. Пасха — название этого праздника происходит от имени дохристианской богини возрождения, плодородия и весны. Человек празднует свое обновление вместе с природой. Символ яйца свидетельствует о возврате жизни после зимнего сна. В Иоаннов день Солнце достигает своей высшей точки. В этот день зажигали костры, чтобы Солнце помогало созреванию урожая.
О программе вальдорфской школы.
Всю программу вальдорфских школ сравнивают с восходящей спиралью. К каждому предмету возвращаются несколько раз, но каждое последующее возвращение позволяет заглянуть глубже и дальше. Обычная программа средней школы выглядит следующем образом:
Начальные классы (1-3)
- художественно-изобразительное знакомство с алфавитом, навыками чтения, письма и орфографии, начала грамматики, поэзии и драматургии;
- волшебные народные сказки, басни, легенды, истории из Ветхого завета;
- числа, основные математические действия (сложение, умножение, деление и вычитание);
- иностранные языки — английский, немецкий;
- музыка: диатоническая флейта, музыкальная грамота, пение, пентатоническая флейта;
- рассказы о природе, строительство дома.
Средние классы (4-6)
- чтение, письмо, орфография, грамматика, поэзия, драма;
- русские былины, легенды северных народов, истории и рассказы о других цивилизациях;
- возвращение к четырем основным действиям, дроби, проценты; геометрия;
- иностранные языки — английский, немецкий;
- рисование форм;
- местная и мировая география, сравнительная зоология, ботаника, элементарная физика, начала минералогии.
Старшие классы (7-12)
- творческое письмо, чтение, орфография, грамматика, поэзия, драма;
- история средних веков, эпоха Возрождения, географические открытия, история родной страны, биографии выдающихся представителей человечества;
- география, физика, алгебра, основы химии, агрономия, геология и физиология. Специальные предметы. — прикладные навыки: шитьё, кружева, вязание, вышивание, ткачество, изготовление игрушек, работа по дереву;
- музыка: пение, блок-флейта, струнные, духовые, медные и ударные инструменты;
- иностранные языки — английский, немецкий;
- искусства: живопись, рисование, лепка из воска и глины;
- движения: эвритмия, гимнастика, групповые игры, танец;
- практики: садоводство, лесная, ремесленная, производственная, социальная;
- языковая практика в Германии в партнерской школе.
Что такое эвритмия?
Говоря наиболее просто, эвритмия — это вид искусства, подобный танцу, где музыка или речь выражается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным нотам или звукам. Ее также называют «видимой речью» или «видимой песней». Эвритмия входить в программу всех вальдорфских школ.
И хотя она часто ставит в тупик родителей, незнакомых с вальдорфским образованием, дети с удовольствием отзываются на ее простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и привести в гармонию их тело и жизненные силы; позднее старшие ученики разрабатывают сложные эвритмические представления поэзии, драматургии и музыки, глубже проникая таким образом в композицию и содержание. Эвритмия улучшает координацию и усиливает способность слушать.
Когда дети чувствуют себя подобно оркестру и поддерживают между собой четкие пространственные связи, это также объединяет их в социальном плане. Эвритмию преподает специально подготовленный педагог (как правило не менее 4-х лет). Помимо педагогической эвритмии существует также терапевтическая (лечебная) и исполнительская форма этого искусства.
[:]