[:ru]
Свет – пища души!
Владимир Солоухин:
Солнце разлито поровну,
Вернее по справедливости,
Вернее по стольку розлито,
Кто сколько способен взять.
В одного человека поменьше,
В другого гораздо больше,
А в некоторых очень много,
Можно руку смело пожать
Этим людям, не боясь
Слепоты и ожёга.
В тебе есть капелька солнца. И в тебе есть капелька солнца, и в тебе есть капелька солнца.
«Моё солнышко…» — говорим мы нашим маленьким сыночкам, дочкам, внукам. Они лучатся, светятся нам навстречу как драгоценные кристаллы.
А время идет своим чередом. И вот вы открываете дверь в комнату подростка: «Солнышко, ты где?» — чёрное, чёрное, чёрное, белое, белое, чёрное… Где же свет? Где солнечные лучики, которые играли в его глазах лет 14 назад?
Свет – пища души!
Свет спускает ребёнка на Землю, свет помогает ему первое время, строит его тело, оберегает от опасностей и превратностей земной жизни, учит говорить, ходить, играть, постепенно вверяя его земным силам, охраняя от зла его душу.
Добрый, тёплый, домашний огонь свечи в простом домике – фонарике – символ земного огня, который принимает ребёнка у высшего света и согревает долгими зимними ночами, отпугивая враждебные пока образы тьмы. Так приходит праздник фонариков в вальдорфском детском саду и в Иркутской Вальдорфской школе. С огоньком фонарика приходит и свет жертвенной души святого Мартина и маленькой пичужки из стихотворения Ольги Высотской. Но сама душа ребёнка будет готова к испытаниям лишь после 10 лет. Чтобы когда-нибудь отдать свет своей души, его сначала нужно накопить.
В следующие три года ребёнок обуреваем силами любопытства. Земной мир и страшит и манит. Собственные силы требуют применения к раскрытию «страшных» тайн большого мира. Тогда приходит тропа испытаний и факельное шествие. Костёр, освещающий дружеские лица, душа поёт. Я не один! Я полон сил и предчувствия счастья.
Опасно превратить праздник фонариков и факельное шествие с тропой испытаний в загородный пикник с пирогами и сосисками. Все наши усилия мы оставим на телесном уровне, а душе останутся крохи – отблески, и она начнёт голодать, постепенно превращаясь в маленького злобного Карла. Почитайте А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» ещё раз. Подумайте над сказочными образами Людмилы, Руслана, Головы, Карла, Фарлафа. Хорошо подумайте!
Эти праздники Огня и Света готовят в сердце человека пространство для внутреннего человеческого Света и Огня, для высшего духа, когда душа становится светлой и широкой («у него светлая душа», «этот человек широкой души»).
В 14-15 лет приходит время прощания с крыльями света, последний раз ребёнок-подросток «видит» в духовном мире своё предназначение на Земле, и остаётся один на один с Земными силами. Одиночество сжимает душу своими тисками, реальность сбрасывает цветной покров сказочности и смотрит прямо в глаза – Какой ты? Что есть у тебя за душой?
Но уже бежит по жилам внутренний солнечный Огонь, заставляя сердце трепетать в предчувствии света Любви, в ожидании открытий и опасностей, переполняя ощущением собственной силы. Теперь я твой, Земля! И много хочу, и много могу! В своей душе я несу подарок от солнечного огня, и у меня его так много, что я готов поделиться им с другими людьми.
Вот откуда силы на социальную практику у наших учеников 11 класса, которые идут в детские дома, больницы, хосписы. Им есть что отдавать людям. Да не оскудеет их сердце!
Классный учитель ИВШ
Наталья Мордвинова
Декабрь 2017 года
Праздник фонариков — наверное, один из самых эффектных и красивых праздников в Вальдорфской школе; в то же время — один из самых камерных. Здесь участвует только младшая школа, т. к. в средних классах этот праздник заменяет факельное шествие. Очень трудно и страшно для малышей бывает впервые пройти по тёмным улицам, где не горят электрические фонари, освещая себе дорогу собственным фонариком, задерживая дыхание — не погаснет ли? не вспыхнет? — первоклассники делают бумажные фонарики, а ребята постарше — вырезают свои из тыкв, кабачков и патиссонов. Это требует физической силы, поэтому у первоклассников фонарики легче, но при том куда более хрупкие — такой фонарик может порваться, намокнуть от мокрого снега (в конце октября или начале ноября праздник нередко проходит в метельный вечер)… в начале девяностых в продаже не было гильзовых свечей, поэтому огарки простых стеариновых свечек прикрепляли на жестяные крышки от банок. Это было трудоёмко и неудобно. Сейчас младшие вполне могут зажечь свечку и сами, но вот опустить её в фонарик, обычно, всё-таки помогают взрослые, которые сопровождают шествие до какого-то таинственного места (берег реки, парк… где иногда появляется или всадник на коне или какой-то таинственный сюрприз от гномов…). Идея праздника: пронести свет через все препятствия… пронести сквозь тьму — к самому удивительному празднику в году: к Рождеству.
[:en]
Свет – пища души!
Владимир Солоухин:
Солнце разлито поровну,
Вернее по справедливости,
Вернее по стольку розлито,
Кто сколько способен взять.
В одного человека поменьше,
В другого гораздо больше,
А в некоторых очень много,
Можно руку смело пожать
Этим людям, не боясь
Слепоты и ожёга.
В тебе есть капелька солнца. И в тебе есть капелька солнца, и в тебе есть капелька солнца.
«Моё солнышко…» — говорим мы нашим маленьким сыночкам, дочкам, внукам. Они лучатся, светятся нам навстречу как драгоценные кристаллы.
А время идет своим чередом. И вот вы открываете дверь в комнату подростка: «Солнышко, ты где?» — чёрное, чёрное, чёрное, белое, белое, чёрное… Где же свет? Где солнечные лучики, которые играли в его глазах лет 14 назад?
Свет – пища души!
Свет спускает ребёнка на Землю, свет помогает ему первое время, строит его тело, оберегает от опасностей и превратностей земной жизни, учит говорить, ходить, играть, постепенно вверяя его земным силам, охраняя от зла его душу.
Добрый, тёплый, домашний огонь свечи в простом домике – фонарике – символ земного огня, который принимает ребёнка у высшего света и согревает долгими зимними ночами, отпугивая враждебные пока образы тьмы. Так приходит праздник фонариков в вальдорфском детском саду и в Иркутской Вальдорфской школе. С огоньком фонарика приходит и свет жертвенной души святого Мартина и маленькой пичужки из стихотворения Ольги Высотской. Но сама душа ребёнка будет готова к испытаниям лишь после 10 лет. Чтобы когда-нибудь отдать свет своей души, его сначала нужно накопить.
В следующие три года ребёнок обуреваем силами любопытства. Земной мир и страшит и манит. Собственные силы требуют применения к раскрытию «страшных» тайн большого мира. Тогда приходит тропа испытаний и факельное шествие. Костёр, освещающий дружеские лица, душа поёт. Я не один! Я полон сил и предчувствия счастья.
Опасно превратить праздник фонариков и факельное шествие с тропой испытаний в загородный пикник с пирогами и сосисками. Все наши усилия мы оставим на телесном уровне, а душе останутся крохи – отблески, и она начнёт голодать, постепенно превращаясь в маленького злобного Карла. Почитайте А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» ещё раз. Подумайте над сказочными образами Людмилы, Руслана, Головы, Карла, Фарлафа. Хорошо подумайте!
Эти праздники Огня и Света готовят в сердце человека пространство для внутреннего человеческого Света и Огня, для высшего духа, когда душа становится светлой и широкой («у него светлая душа», «этот человек широкой души»).
В 14-15 лет приходит время прощания с крыльями света, последний раз ребёнок-подросток «видит» в духовном мире своё предназначение на Земле, и остаётся один на один с Земными силами. Одиночество сжимает душу своими тисками, реальность сбрасывает цветной покров сказочности и смотрит прямо в глаза – Какой ты? Что есть у тебя за душой?
Но уже бежит по жилам внутренний солнечный Огонь, заставляя сердце трепетать в предчувствии света Любви, в ожидании открытий и опасностей, переполняя ощущением собственной силы. Теперь я твой, Земля! И много хочу, и много могу! В своей душе я несу подарок от солнечного огня, и у меня его так много, что я готов поделиться им с другими людьми.
Вот откуда силы на социальную практику у наших учеников 11 класса, которые идут в детские дома, больницы, хосписы. Им есть что отдавать людям. Да не оскудеет их сердце!
Классный учитель ИВШ
Наталья Мордвинова
Декабрь 2017 года
The Lantern Festival is one of the most spectacular and intimate holidays in the Waldorf School. Only the primary school takes part in it. Sometimes it is quite difficult for a child to wander through dark streets with no electric lights, carrying their little handmade lanterns. What if it suddenly goes off? The first grade makes their lanterns of thick paper. Older kids use pumpkins and squashes. It requires some strength because even though the paper lanterns are light, they are fragile, too. They can get torn apart or get soaked in the snow, which does happen here in the end of October and in the beginning of November. Even though the children are usually capable of lighting a candle themselves, their parents do help them with putting it inside the lantern. The parents accompany their children throughout the procession up to some mysterious place like a park or a riverbank, where they might see a statue of a horseman or a surprise left by dwarfs.
The idea of the holiday is to carry the light through obstacles, through the darkness towards the most exciting holiday in the year, towards Christmas.
Anna Zlobina
The teacher of English
[:]