Есть в нашей школе такое уникальное действо как Проекты. Что же это такое, зачем и для чего присутствует в школе — об этом сейчас мы вам и расскажем.
Обычно в вальдорфских школах проекты начинаются с 8 класса. Выглядит это так – в первой или в третьей четверти (когда все посвободнее от бесконечных подготовок к ярмаркам, концертам, спектаклям) собираются на коллегии учителя и накидывают различные темы, кто какой проект мог бы провести. Это может быть и произведение искусства, и театральное действо, и техническое изделие: например, плетение кос, авторская песня, или строительство туалета для школьного зимовья. Также выбирается руководитель проектов. Темы записываются и предлагаются ученикам, чтобы они могли выбрать наиболее интересную для себя тему. Чем интереснее ученику тема – тем больший балл он ставит. Затем руководитель проектов распределяет детей по группам, учитывая их пожелания. Затем в течение двух месяцев по субботам проектные группы собираются со своими руководителями в классах школы, запираются там, о чём-то шушукаются, что-то таинственно мастерят. Всё это время руководитель проекта ведёт дневник, где последовательно записывает этапы выполнения проекта. Дети тоже по окончании проекта записывают, чему научились, чего достигли, какие проблемы возникали и как они их преодолевали. И, наконец, дневник вместе с детскими записями сдаются и проект защищают, торжественно презентуют перед учителями, родителями, учениками других классов. Рассказывают о том, как было трудно и весело, показывают, что получилось. Проекты не оцениваются, и именно поэтому всё внимание участников проектной группы направлено на само содержание, на саму деятельность. Любое усилие ценно и ему трудно поставить отметку. После защиты подводятся итоги, что было хорошо, что особенно удалось, что не очень и на что обратить внимание в следующий раз.
В 8, 9 и 10 классах проекты проходят группами по 5-6 человек разного возраста, с разными способностями. Это делается для того, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, используя наиболее сильные стороны членов своей рабочей группы для создания какого-либо продукта, коим является что-либо значимое для людей и общества. Объединение по интересам и совместное творчество помогает создать в средней и старшей школе атмосферу взаимного уважения, самостоятельности. И руководители проектов, и ученики за время работы над проектами раскрываются совсем иначе, чем во время учебного процесса, часто удивляя друг друга какими-то новыми качествами своего характера, которые бывают не востребованы в стандартной форме классной работы.
В 11 классе ученик уже выбирает себе индивидуально тему проекта, куратора из учителей и специалиста-консультанта со стороны. И называется эта деятельность «Годовой выпускной проект». Тема обсуждается на коллегии, утверждаются промежуточные сроки, закрепляется куратор-координатор, который курирует выполнение проекта учеником поэтапно. На подготовку проекта отводится один год. Презентация проходит уже в 12 классе. Бывает, что за время подготовки тема проекта меняется, и не один раз! Выпускной проект, как сильная точка опоры, в нашей школе по своей важности приравнивается к аттестату. 18 лет, с антропософской точки зрения, это возраст определения своей судьбы. А проект даёт возможность развить индивидуальность, своё видение мира, пройти свой путь. Ученик явственно осознаёт, что он может и не быть в жизни лидером, дирижёром или хормейстером, но выполняет при этом свою важную роль, которую никто за него выполнить не может, он словно говорит миру: «Я пришёл для Этого и сделать Это могу только я!» Проект показывает зрелость молодого человека перед его шагом в самостоятельную жизнь.
- Девочка, которая очень боялась разговаривать со взрослыми даже в школе, списавшись по интернету, в одиночку отправилась в Геленджик и два месяца жила там в Дельфинарии в комнатушке под трибунами, общаясь с совершенно незнакомым ей сложившимся коллективом, ухаживая за дельфинами, кормя их и наблюдая за ними. Эта девочка, защитив свой проект, выбрала профессию ветеринара!
- Мальчик, которому когда-то кто-то сказал, что он поёт как … (ну, вы понимаете!) - выбрал для проекта пение. И дал в 12 классе часовой сольный концерт!
- Другая девочка отправилась в Москву и на перекладных прошла путь жён декабристов до самой Уфы. Одна!
Можно много говорить ещё об этом, вспоминая разные, запавшие в душу проекты, рассуждая о пользе практической работы, но польза появится, только если работу начать делать, а не говорить о ней. Вы можете сами узнать, придя в нашу школу, на что способны ваши дети и поразиться этому, и очароваться ими. Чудесных вам открытий!
Терехова Наталья,
родитель учащегося