Рекомендуемая литература для родителей и учителей по вальдорфской педагогике и здоровому воспитанию ребёнка
Для первого знакомства:
- Носов Н. Н. Незнайка на Луне
- Давыдычев Л. И. Жизнь Ивана Семёнова
- Гейдебранд, К. О душевной сущности ребёнка / К. Гейдебранд. – Мн.: Полифакт, 1991. – 80 с.
- Вячеслав Букатов, Александра Ершова. Нескучные уроки. Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии. – Санкт-Петербург, 2013.
- Гёбель, В. Ребёнок. От младенчества к совершеннолетию. Книга для родителей, педагогов и врачей / В. Гёбель, М. Глёклер. – Калуга: Духовное познание, 2004. – 680 с.
- Глёклер, М. Что нужно ребёнку / М. Глёклер, Дж. Стигманс, Р. Лонг-Брайполь. – К.: НАИРИ, 2012. – 80 с.
- Глёклер, М. Ответственное воспитание / М. Глёклер. – СПб.: Деметра, 2015. – 416 с.
- Грюнелиус, Э. М. Вальдорфский детский сад / Э. М. Грюнелиус. – М., 1992. – 72 с.
- Друитт, Э. Книга Дня рождения: Праздник для всех / Э. Друитт, К. Файнес-Клинтон, М. Роулинг. – СПб.: Деметра, 2013. – 256 с.
- Загвоздкин, В. К. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка / В. К. Загвоздкин. – СПб.-Москва, 2005. – 160 с.
- Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе / Ф. Карлгрен. – М., 1995. – 272 с.
- Кёниг, К. Три первых года ребёнка. Обретение способности прямохождения. Обучение родному языку. Пробуждение мышления / К. Кёниг. – Калуга: Духовное познание, 2002. – 152 с.
- Кёниг, К. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебно-педагогические аспекты учения о чувствах Рудольфа Штайнера / К. Кёниг. – Калуга: Духовное познание, 2002. – 168 с.
- Кёниг, К. Братья и сёстры / К. Кёниг. – Калуга, Духовное познание, 2003.
- Краних, Э.-М. Свободные вальдорфские школы / Э.-М. Краних. – М.: Парсифаль, 1992. – 32 с.
- Купер, С. Детский год: Руководство к изготовлению поделок и одежды для детей и взрослых / С. Купер, К. Файнес-Клинтон, М. Роулинг. – СПб.: Деметра, 2012. – 192 с.
- Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни / Б. Ливехуд. – Калуга, 1994. – 224 с.
- Ливехуд, Б. Фазы развития ребёнка / Б. Ливехуд. – Калуга, 1998. – 160 с.
- Патцлафф, Р., Лейтмотивы вальдорфской педагогики: От трёх до девяти лет / Р. Патцлафф, В. Засмансхаузен. – К.: НАИРИ, 2006. – 72 с.
- Ренценбринк, У. Семь злаков. Питание человека / У. Ренценбринк. – Калуга: Духовное познание, 2002.
- Ренценбринк, У. Питание наших детей. Здоровый рост – Способность к концентрации – Социальное поведение – Разумная воля: в 2-х тт. / У. Ренценбринк. – Калуга: Духовное познание, 2003.
- Соесман А. Двенадцать чувств. – СПб.: Деметра, 2003. – 260 с.
- Штейнер, Р. Педагогика, основанная на познании человека (GA 311)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1996. – 128 с.
- Эльц, Х. Человеческие темпераменты / Х. Эльц. – Калуга: духовное познание, 2002. – 104 с.
- Яффке, Ф. Творческое формирование образов для детей. Пособие для Вальдорфского детского сада / Ф. Яффке. – М., 2002. – 40 с.
- Т.А. Рокитянская. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. Академия развития, 2005 (.pdf)
- Райнер Пацлаф. ЗАСТЫВШИЙ ВЗГЛЯД Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей
- Дыкман Лилия «Гармоничный ребенок, Как этого достичь» (В книге впервые обобщён и систематизирован пятилетний опыт воспитателя детского сада.)
- Бригитта Барц. Праздники с детьми. (Эта книга посвящена подготовке и проведению в семейном кругу- праздников, знаменующих собой основные вехи кругооборота года.)
- «ЦВЕТОВЫЕ ИСТОРИИ» А. Шредер (Художественное нужно ребенку для жизни так же, как растению — солнечный свет)
- Глёкер М. Воспитание воли как источник морали
- Глёклер М. и др. Воспитание и здоровье
- Глёклер М. Вопросы конституции (телосложения) в школьном возрасте
Для знакомых с антропософскими понятиями:
- Ботт, В. Антропософская медицина / В. Ботт. – СПб.: Деметра, 2005. – 448 с.
- Буркхард, Г. Взять жизнь в свои руки. Работа над собственной биографией как путь познания себя и мира / Г. Буркхард. – Калуга: Духовное познание, 2001. – 264 с.
- Ливехуд, Б. Человек в сообществе / Б. Ливехуд. – Калуга, 1992. – 168 с.
- Ливехуд, Б. Человек на пороге / Б. Ливехуд. – Калуга, 1993. – 272 с.
- Штайнер, Р. Духовное водительство человека и человечества (GA 15)/ Р. Штайнер. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 72 с.
- Штейнер, Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки (GA 34)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1993. – 40 с.
- Штайнер, Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы (GA 296)/ Р. Штайнер. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 108 с.
- Штейнер, Р. Духовное обновление педагогики (GA 301)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1995. – 256 с.
- Штейнер, Р. Искусство воспитания. Семинарские обсуждения и лекции по учебному плану (GA 295)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1995. – 208 с
- Штайнер, Р. Лечебно-педагогический курс (GA 317)/ Р. Штайнер. – Калуга: Духовное познание, 1995. – 256 с.
- Штайнер, Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного (GA 303)/ Р. Штайнер. – Калуга: Духовное познание, 1995. – 480 с.
- Штейнер, Р. Общее учение о человеке как основа педагогики (GA 293)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1996. – 176 с.
- Штейнер, Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика (GA 294)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1996. – 176 с.
- Штейнер, Р. Духовно-душевные основы педагогики (GA 305)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1997. – 144 с.
- Штейнер, Р. Антропология и педагогика / Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1997. – 128 с.
- Штейнер, Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека (GA 306)/ Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1997. – 192 с.
- Штейнер, Р. Познание человека и учебный процесс (GA 302)/ Штейнер Р. – М.: Парсифаль, 1998. – 128 с.
- Бондарев Г.А. ANTROPOS Опыт энциклопедического изложения Духовной науки Рудольфа Штайнера (Части 1, 2, 3, 4-1, 4-2, 5, 6, 7) / Бондарев Г.А. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. — 800 с.
Для интересующихся особенностями методики:
Штокмайер-1 Введение. Общие положения
Штокмайер-4 Арифметика — Математика
Штокмайер-9 11 Эвритмия и гимнастика
Штокмайер-9 13 Рукоделие и переплетное дело
Штокмайер-9 14 Горизонтальный учебный план по возрастам
- Вальдорфская педагогика: Антология. – М.: Просвещение, 2003. – 494 с.
- Вюнш, В. Формирование человека посредством музыки / В. Вюнш. – М.: Парсифаль, 1997. – 160 с.
- Дюнфорт, Е. Вертикальные учебные планы вальдорфских школ: родной язык и грамматика (1-3 классы), родной язык и литература (4-8 кл., 9-12 кл.), / Е. Дюнфорт // Школьные технологии. – 2007.
- Кёниг, К. Брат-зверь. Человек и животные в мифах и эволюции / К. Кёниг. – Калуга: Духовное познание, 1997. – 304 с.
- Краних, Э.—М. Антропологические основы вальдорфской педагогики / Э.-М. Краних. – К.: Генеза, 2008. – 280 с.
- Краних, Э.-М., Изучение животных по методу Гёте / Э.-М. Краних, Г. Громан. – М.: Парсифаль, 1995. – 208 с.
- Ленц Ф. Образный язык народных сказок. – М.: Парсифаль, 1995. – 336 с.
- Линденберг К. Обучение истории. – М.: Парсифаль, Русское слово, 1997. – 192 с.
- Слезак-Шиндлер К. Искусство речи в школьном возрасте. – М.: Парсифаль, 1996. – 288 с.
- Учебные программы вальдорфских школ / Под редакцией В. К. Загвоздкина. – М.: Народное образование, 2005. – 528 с.
- Чахотина, В. Заметки о русской грамматике / В. Чахотина, Е. Огарева. – М.: Парсифаль, 2000. – 321 с.
- Штокмайер, К. Материалы к учебным планам вальдорфских школ / К. Штокмайер, Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 1995. – 416 с.
- Юлиус, Ф. Х. Мир веществ и обучение химии / Ф. Х. Юлиус. – М.: Парсифаль, 1995. – 112 с.
- «КУКЛЫ-СВОИМИ РУКАМИ» КАРИН НОЙШЮЦ
- Гёте и его учение о цвете. МЕСЯЦ С.В. /М. Кругъ. Институт философии РАН. 2012. — 464 с.
- Neil Ribe and Friedrich Steinle. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ: ГЁТЕ, ЛЕНД И ТЕОРИЯ ЦВЕТА. /PHYSICS TODAY July 2002
- ПЕНТАТОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА. Статья Киевского музыкального терапевта С.Протасовой
- СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ ИСКУССТВА. (14 лекций, прочитанные художником-терапевтом Анной Каппеллой (Голландия))
- Ловягин С.А. Изучение механических явлений
- Ловягин С.А. Обучение физике в 6 классе вальдорфской школы
- Physik 6-8 Klasse von Reinhold Gabert (на немецком языке)
- М. фон Макензен Обучение физике на основе феноменологического подхода (6-8 классы)/М.: Парсифаль, 1996. – 340 с.
- Азерников В. Физика. Великие открытия. (Популярная школьная энциклопедия)/М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — 270 с.
- Владимир Морозов. Занимательная биоакустика. /М.:Знание, 1987. — 208 с.
- Краних Э.-М. Прарастение и его космический праобраз.
- Л.Ф.К. Мейс. Загадка человеческого движения. /М.: KMK Scientific Press, 1996.
- Чандаева С.А. Физика и человек: пособие для учителей физики общеобразоват. учреждений, гимназий и лицеев. (Програма: Обновление гуманитарного образования в России)/ М.: АО Аспект-пресс, 1994. — 336 с.
- Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. /Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987
- Лиана Колло д`Эрбуа. Сферы цвета. (Перевод с немецкого Цвелика А.М.)
- Щербатенко Д.И. Астрономи — феномен неба. Первые шаги в преподавании астрономии. (В рабочей тетради представлен круг небесных явлений как пространственно-временных феноменов с точки зрения человека, живущего на Земле. Основным содержанием являются образы этих небесных явлений, как символы языка, на котором Вселенная говорит с человеком.) /Автор-составитель Щербатенко Д.И., учитель Самарской Вальдорфской Школы, 2002 г.
- Физика и астрономия, 8 класс. — А. А. Пинский, В. Г. Разумовский, М:Просвещение, 2001
- Яаап ван дер Вал. Зачатие человека: репродукция или инкарнация.
- Р. Штейнер. Естественнонаучные труды Гёте (GA 001)
- Р. Штейнер. Очерк теории познания Гётевского мировоззрения (GA 002)
- Р. Штейнер. Космология, религия и философия (GA 015)
- Р. Штейнер. Сущность цвета и тайна радуги (GA 291)
- Р. Штейнер. Первый естественнонаучный курс (GA 320)
- Р. Штейнер. Второй естественнонаучный курс (GA 321)
- Р. Штейнер. Границы естественного познания (GA 322)
- Р. Штейнер. Третий естественнонаучный курс. Отношение различных областей науки к астрономии (GA 323)
- Р. Штейнер. Ритмы в космосе (GA 350)
- Р. Штейнер. О пчелах (GA 351)
- Р. Штейнер. Атомизм и его опровержение (из GA 038)
- Р. Штейнер. Четвертое измерение (из GA 324)
Для тех, кого волнует внешнее подтверждение:
- Дудко В. А. Специфика моральных суждений учащихся старших классов
- Алхазова, A. A. Особенности интеллектуального развития подростков, включенных в разные системы обучения (на примере отечественной вальдорфской педагогики): автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / A. A. Алхазова. – М., 2004. – 24 с.
- Васильева, Т. П. Психолого-педагогические условия развития креативности учащихся в вальдорфской школе: автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Т. П. Васильева. – Санкт-Петербург, 2001. – 28 с.
- Вишнякова, Э. А. Здоровьесберегающие основы вальдорфской педагогики: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Э. А. Вишнякова. – Пятигорск, 2006. – 26 с.
- Гаврилова, Ю. А. Состояние здоровья школьников, обучающихся в системе вальдорфской педагогики и прогнозирование его нарушений: автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. мед. наук / Ю. А. Гаврилова. – Иваново, 2008. – 21 с.
- Евсикова, Н. И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / Н. И. Евсикова. – Москва, 2009. – 28 с.
- Ихсанова, С. Г. Психологические аспекты политической социализации учащихся в зависимости от образовательной модели школы: дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / С. Г. Ихсанова. – Москва, 2003. – 17 с.
- Кулешова, Е. Н. Психологические компоненты саморегуляции подростками учебного процесса, обусловленные разными моделями обучения: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Е. Н. Кулешова. – М., 2006. – 24 с.
- Лоскутова, И. М. Вальдорфские школы как социальный факт в мире и в России: философско-социологический аспект: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. фил. наук / И. М. Лоскутова. – М., 1997. – 17 с.
- Морковин, А. М. Проблемы и перспективы применения педагогической концепции Рудольфа Штайнера в отечественной начальной школе: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / А. М. Морковин. – Кемерово, 2009. – 24 с.
- Панкова, Н. Б. Патофизиологический анализ влияния факторов риска образовательной среды на функциональное состояние организма учащихся: донозологическое исследование: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора биол. наук / Н. Б. Панкова. – М., 2009. – 47 с.
- Пантелин, Д. Ю. Реализация эстетических идей Рудольфа Штейнера в образовательном пространстве на рубеже XIX-XX веков: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Д. Ю. Пантелин. – Оренбург, 2006. – 22 с.
- Пегов, В. А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований: Монография / В. А. Пегов. – Смоленск: СГАФКСТ, 2013. – 192 с.
- Пирадова, Е. Д. Формирование творческой личности школьников средствами эвритмии: вальдорфская педагогика: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Е. Д. Пирадова. – М., 2008. – 23 с.
- Помелов, В. Б. Вальдорфская педагогика Рудольфа Штейнера / В. Б. Помелов // Педагогика. – 2011. – №3. – С.106-115.
- Результаты вальдорфского образования // Педагогика свободы (Альманах вальдорфской педагогики). – 1995 (№3). – С.27-31.
- Рыжова, Е. В. Воспитание учащихся в условиях вальдорфской школы: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Е. В. Рыжова. – Пенза, 2004. – 21 с.
- Смирнова, Е. О. Истоки отзывчивости (по материалам анализа Вальдорфской педагогики) / Е. О. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2001. – №2. – С.50-58.
- Смирнова, Е. О. Исследование межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Е. О. Смирнова, А. А. Бутенко // Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С.27-37.
- Шиян, Н. В. Исследование возможностей использования зарубежного педагогического опыта для совершенствования методики преподавания физики в отечественной школе: на примере вальдорфской школы и школы Френе: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Н. В. Шиян. – СПб., 1994. – 18 с.
Многие из перечисленных книг Вы найдете на сайте Библиотека духовной науки.