Иркутская Вальдорфская школа открылась в 1994 году. Имеет государственную лицензию и аккредитацию на начальное, основное и среднее образование (с 1 по 12 классы), является членом Российского и Международного вальдорфского движения.
Иркутская Вальдорфская школа видит свое предназначение в пробуждении и развитии заложенных в каждом ребенке способностей и задатков. Наша цель — здоровый, полноценно развитый, свободный человек.
Этому подчинены специфика организации учебного процесса, оригинальные педагогические методики и программы:
- 12-летнее обучение,
- преподавание предметов эпохами (методом погружения),
- художественно-образный способ преподавания,
- ритмичное построение года, месяца, недели, дня и урока,
- использование музыки (блок-флейта с 1-го класса), живописи, лепки, иностранных языков (английский, немецкий) как средств здорового развития ребенка,
- развитие мелкой моторики (лепка, пальчиковые игры, вязание и т.п.),
- обучение народным ремеслам (резьба по дереву, ткачество, валяние, гончарное, кузнечное дело),
- организация дополнительных занятий (хор, театр, мастерские, индивидуальные занятия музыкой, танцы),
- выполнение проектных работ в средних и старших классах,
- внимательное отношение к традициям Сибирских национальных культур.
Логотип школы символизирует основную идею вальдорфской педагогики о воспитании гармонично развитого, внутренне свободного человека. В геральдической традиции синий цвет – это символ чести, верности, искренности. Бирюзовый цвет – цвет воды – символ движения и настойчивости, радости и силы.
Партнерская школа — Вальдорфская школа Санкт-Георген в г. Фрайбурге (Германия). В рамках партнерских отношений школы осуществляют совместные проекты по организации социальных практик для старших классов, обмен классами.
В основных задачах школы – развитие материальной базы школы, сохранение ее социальной доступности.
Вся деятельность школы строится на принципах социального партнерства.
Die Waldorfschule Irkutsk sieht ihre Aufgabe in der Erweckung und Entwicklung schlummernder Fähigkeiten und Anlagen jedes Kindes. Unser Ziel ist ein gesunder, vielseitig entwickelter und freier Mensch.
Die Besonderheit der Organisation des Bildungsprozesses, die ursprünglichen pädagogischen Methoden und Programme sind diesem untergeordnet:
- 12-jährige Shulzeit,
- Epochenunterricht (Immersionsmethode),
- künstlerisch-bildhafter Unterricht auf der Grundlage des phanomenologischen Prinzips: Beobachtung – Beschreibung — Besinnung,
- rhythmische Gestaltung von Jahr, Monat, Woche, Tag und Unterrichtstunde,
- Musikunterricht (Blockflöte ab der 1. Klasse), Malen, Modellieren, Fremdsprachen (Englisch, Deutsch ab der 1. Klasse) als Mittel zur gesunden Entwicklung des Kindes,
- Entwicklung der Feinmotorik (Modellierung, Fingerspiele, Stricken, etc.),
- Kunsthandwerklicher Unterricht (Holzschnitzen, Weben, Walken, Töpfern, Schmieden),
- Organisation zusätzlicher Kurse (Chor, Theater, Workshops, individueller Musikunterricht, Tänze),
- Leistung der Designarbeit in der Mittel- und Oberstufe,
- aufmerksame Haltung gegenüber den Traditionen der sibirischen Nationalkulturen.
Das Shullogo symbolisiert die Grundidee der Waldorfpädagogik in der Erziehung eines harmonisch entwickelten und geistig freien Menschen. In der heraldischer Tradition ist Blau ein Symbol der Ehre, Loyalität, Aufrichtigkeit. Das Türkis oder die Farbe des Wassers ist ein Symbol der Bewegung und Beständigkeit, Freude und Kraft.