1989 год
Начало перемен, всколыхнувших многолетние устои и традиции. Во всем. И, конечно, в образовании. Этот год стал годом создания в Иркутске клуба молодых педагогов, находящихся в поиске своего, не похожего на другие, пути. Молодые учителя из разных школ и ВУЗов города — интересные, ищущие, полные энергии люди — собирались вместе и обсуждали все новое, что появлялось тогда в педагогической печати. Среди различных направлений и течений современной педагогической науки более всего привлекала вальдорфская педагогика, возникшая на основе антропософского философского учения.
Март 1989 года
Участники клуба встретились с группой выпускников и учителей Вальдорфской школы г. Штугарта (Германия), приехавшей в Иркутск. Гости настолько поразили иркутских педагогов, что те захотели узнать, благодаря чему воспитывают таких самодостаточных, уверенных в себе молодых людей. Что это за педагогика под названием «вальдорфская»?
Так клуб стал «Клубом вальдорфской педагогики». Но информации было крайне мало. Случайность помогла найти единомышленников в Москве. Педагогический клуб «Аристотель» в это же время стал своеобразным центром вальдорфских инициатив в России. Потом были встреча в Москве с Анатолием Пинским (впоследствии возглавившим школу на Стремянном № 1060) и первые, напечатанные на машинке, переводы лекций вальдорфских преподавателей, привезённые из Москвы; первые праздники, проведённые для детей теперь уже Вальдорфским клубом.
Затем произошли такие события, как:
- Приезд социального педагога из Финляндии Ханса Йоргена Хардта,
- Лечебно-педагогический семинар Аннели Граффе (Финляндия) и открытие адаптационно-педагогических центров для инвалидов «Прибайкальский талисман» и «Семейная усадьба»,
- Учреждение культурно-просветительного центра «Школа Мира» (Игорь Ливант),
- Организация конгресса «Восток-Запад. Миссия Байкальского региона»,
- Семинар по дошкольной педагогике с участием Аннели Граффе и открытие Светланой Меерович группы Вальдорфского детского сада,
- В начале 90-х одна за другой до Иркутска добрались две международные акции: фестиваль антропософских искусств ИДРИАРТ (май 1991 года) и «Караван культуры» (август 1992 года), которые привлекли к вальдорфской педагогике многих неравнодушных педагогов и родителей.
Вальдорфская педагогика объединила учителей, которые чувствовали потребность в новом взгляде на ребенка, и родителей, которые не хотели воспитывать своих детей в духе советской педагогической науки. Все были молоды, одержимы, творчески интересны и, что самое главное, уверены в том, что встреча родителей с их детьми происходит не случайно. Но дети участников Вальдорфского клуба росли, и вставал вопрос, в какую же школу они пойдут учиться.
Лето 1992 года
«В беседке городского дворика дома 3 по Пионерскому переулку, что в центре Иркутска, собрались мамы и папы и решили, что за оставшиеся два года они сделают все возможное, чтобы создать для своих детей вальдорфскую школу. Два года оставалось до того момента, когда их еще малые дети достигнут возраста первоклассников…» Имена всех участников столь исторического события: это Светлана и Марк Мееровичи, Татьяна и Сергей Николаевы, Олег Шендеров и его жена Ирина, автор этих строк.
Сентябрь 1992 года
Бригитта Мюллер открыла двухгодичный педагогический семинар по подготовке учителей, который наконец-то завершил подготовительный этап тем, что дал Иркутской Вальдорфской школе (которой в этот момент еще не было) самое главное действующее лицо – eё первую учительницу – Елену Анатольевну Однокурцеву.
Первые родители сами занимались поиском здания для школы, его ремонтом, наводили порядок и уют в первом классе. Покупка здания (точнее огромной коммунальной квартиры, требовавшей расселения) была бы невозможной без личного участия Бригитты Мюллер; а ремонт — без помощи неожиданных и незаменимых добровольных помощников — Игоря Ливанта, Володи Бранденбурга и др.
1994 год
В здании по адресу Марата, 11 школа открыла двери для одного только первого класса. И каждый год новый учитель встречает на пороге новых первоклассников.