Во многих странах детей записывают в школу в возрасте от пяти до семи лет. Однако есть признаки зрелости, которые все же говорят за то, что ребенок созревает для школы именно в шесть-семь лет.
Изменение физического облика
К школьному возрасту физический облик ребенка заметно меняется. Соотношение размера головы и размеров торса и конечностей у маленького ребенка отчетливо сдвинуто в пользу головы. Внешний облик его в целом округлый, конечности короткие, на втором году жизни даже сохраняется физиологически обусловленная кривизна ног (в форме буквы «о»). Пальчики короткие, пухленькие. Талия отсутствует, реберный угол над желудком широкий, и животик выпирает вперед, словно ему мало места. Совсем иначе выглядит ребенок школьного возраста. Руки и ноги его вытянулись, теперь он может коснуться правого уха кончиками пальцев левой руки, и наоборот. Между областью груди и живота обозначается талия, реберный угол становится острым, живот втянут. Голова, туловище и конечности находятся на пути к взрослым пропорциям, которые, однако, сформируются в ходе следующего серьезного изменения физического облика, который приходится на период полового созревания.
Начало смены зубов
Появление первых постоянных коренных зубов или одного из резцов свидетельствует о том, что эмаль этих зубов, как наиболее твердая телесная субстанция, завершила свое формирование, и зубообразовательная деятельность организма идет к концу. На это обстоятельство в педагогике обращают мало внимания. Как уже сказано, антропософская духовная наука отвечает на вопрос, что происходит с органообразующей деятельностью после того, как некий орган или телесная субстанция полностью сформированы. Эти силы используются для регенерационной деятельности и поддержания органов в здоровом состоянии, но в основном служат впредь для формирования мышления (см с. 378 сл.). Но для зубной эмали справедливо нечто иное,ибо она не регенерируется, что всем нам знакомо по мучительной зубной боли. Освобождающиеся здесь формирующие силы полностью находятся в распоряжении «Я» для его мыслительной деятельности. Однако же эта формирующая сила, более не занимающаяся регенерацией, полностью отделяется от телесного, т. е. становится абстрактной (= отвлеченной). Отсюда развитие мышления впервые обретает возможность абстракции. Закладывается основа образования абстрактных понятий и четких умозрительных представлений, которые ребенок учится применять в ходе школьного развития. Благодаря этому возникает возможность духовно «вгрызаться » в науки, и «щелкать » трудные задачи.
Мышление ребенка школьного возраста
Маленький ребенок обладает вначале только локальной памятью. Он ориентируется прежде всего на повторение в сфере языка и привычек. И только затем развивается форма воспоминания, которая переживается целиком внутренне и позволяет ребенку без внешнего побуждения, чисто мыслительно осуществлять запоминание или воспоминание. Эта последняя есть отделившаяся от чувственной реальности способность вспоминать, которая знаменует возникновение способности абстрагирования. Усердие 6 учебе показывает, что теперь эти силы находятся в распоряжении мышления. Теперь ребенок в состоянии независимо от ситуации произвольно управлять своими воспоминаниями. Он может вспоминать и в ответ на определенные вопросы. Так, он может пересказать историю, которую несколько дней назад слышал в детском саду.
Характерно, что подражательная способность к этому времени отступает на задний план. До сих пор она свидетельствовала о том, что «понимать» ребенок может преимущественно только в повторении. В этой связи стоит коснуться детского подражания несколько подробнее. Детально понять этот сложный процесс можно, только если рассматривать мышление как преобразованную деятельность роста. Чем больше силы роста заняты дифференциацией структуры телесных органов, тем лучше ребенок умеет подражать, ибо способность тела через чувственное восприятие непосредственно постигать процесс и воспроизводить его — это работа действующего пока телесно интеллекта ребенка. Если ребенку приходится много подражать бессмысленному и хаотичному или сопереживать несвязные, оборванные действия, это накладывает негативный отпечаток на его телесное развитие (ср. с. 381 сл.), ибо каждый орган созревает правильно, только когда несет подходящую нагрузку. Эта исключительно пластичная фаза завершается с убыванием способности к подражанию и достижением школьной зрелости. Начало упомянутой выше смены зубов знаменует решающий, заключительный этап. Теперь то, что прежде неосознанно осуществлялось посредством подражания, необходимо перевести в сферу осознанных обучающих процессов метаморфозы сил роста в силы мышления.
Социальная готовность к школе
Когда ребенок в состоянии вписаться в большой коллектив школьного класса, он достигает социальной готовности к школе. Важно также, чтобы он научился с помощью учителя согласовывать собственные интересы и интересы других и умел по просьбе внимательно слушать и произвольно держать себя под контролем, в спокойном состоянии. Теперь собственную деятельность ребенка стимулирует уже не только подражание, теперь он прислушивается к тому, что говорит учитель. Иными словами, волю ребенка все больше направляет слово взрослого; инстинктивная, ориентированная на подражание активность отступает на задний план. В целом социальная зрелость наступает позже, чем интеллектуальная. Большей частью она полностью достигается только в ходе второго школьного года.
Физическая ловкость и способность речевого выражения
Эти способности зачастую бывают развиты недостаточно — либо они развиваются у детей по-своему, либо воспитание не обеспечивало достаточных импульсов в этом направлении. Однако, как правило, ребенок школьного возраста способен пересказать любую историю законченными фразами, владеет всеми звуками и умеет петь, а в беседе способен соответствующим образом выразить все, что хочет сказать. Что касается физической ловкости, ребенок уже умеет подбрасывать мяч в воздух и ловить его, сохранять равновесие, прыгать на одной ноге вправо, и влево, и вперед, стоять и ходить на цыпочках и выполнять пальцами сравнительно тонкие действия (например, мастерить звездочки из соломки, заниматься плетением, нанизывать бусы и т. д.). Точно так же он владеет уже важнейшими бытовыми хозяйственными навыками: умеет накрыть на стол, вымыть и вытереть посуду, подмести пол, стереть пыль. Умеет он и самостоятельно одеться и раздеться, застегнуть и расстегнуть пуговки и крючки, завязать шнурки на ботинках.
Решение против поступления в школу наверняка никогда не зависит от отсутствия того или иного из перечисленных признаков зрелости. Обычно в сомнительных случаях родители совместно с врачом или школьным психологом создают себе представление о физическом и душевном состоянии ребенка и затем сообща принимают решение. При этом следует учесть также и социальный аспект, поскольку положение старшего или младшего в классе дает совершенно разный опыт. Частичный недостаток работоспособности или какие-либо отклонения не должны препятствовать тому, чтобы ребенок по возможности пошел в школу вместе с ровесниками. Ни в коем случае мы не рекомендуем родителям перед собеседованием в школе тренировать детей, внушая им таким образом скованность и робость. Результатом этого часто бывает полная блокада в присутствии учителя или врача, который устанавливает готовность к школе. Вопрос о поступлении в школу нельзя ставить и в зависимость от так называемых тестов на интеллект. Эти тесты выявляют один аспект из всего спектра способностей, которые лишь в совокупности действительно раскрывают уровень возможностей ребенка. Развивать эти возможности, своевременно их стимулируя, — важнейшая задача школы.
В. Гёбель, М. Глёклер
Медико-педагогический справочник «Ребёнок. От младенчества к совершеннолетию», с. 386
Рекомендуемая литература для родителей по вальдорфской педагогике и здоровому воспитанию ребёнка