Вальдорфская школа. Что это?
Более 1000 вальдорфских школ в разных странах мира (Европа, Азия, Южная и Северная Америка, Африка) разделяют общий подход к образовательным идеям Рудольфа Штейнера (1861-1925), австрийца по происхождению, учёного, художника и философа. Штейнер основал первую вальдорфскую школу в1919 году в Штутгарте (Германия), где впервые был применён подход к образованию, основанный на глубоком понимании существа ребёнка: кто он такой, как он развивается, каким образом откликается на воздействие. Вальдорфские школы представляют собой самую большую и, по всей видимости, самую быстро растущую группу среди независимых частных школ мира. В вальдорфских школах нет централизованного административного управления; каждая школа административно независима. Но существуют ассоциации, которые готовят педагогов, публикуют методические материалы, проводят конференции и работают со спонсорами.
Основные особенности Иркутской Вальдорфской школы
- Школа стремится воспитать молодых людей, умеющих самостоятельно мыслить, самостоятельно действовать в современном мире, принимать решения, брать за них ответственность.
- Школьная образовательная программа соответствует Федеральному образовательному стандарту и выполняет заказ государства, а так же наказы Штайнера, которые не противоречат [слишком уж откровенно] заказу государства. В рамках данных приоритетов школа может также выполнять наказы родителей.
- Интегрированные общеобразовательные предметы.
- Особенно отлична наша школа атмосферой сотрудничества: детей и взрослых, старшеклассников и малышей, учителей и родителей. Этому способствует безотметочное обучение, опыт которого насчитывает у нас почти 30 лет. Невозможность для учителя отмахнуться отметкой от процесса роста, обучения и становления ребёнка заставляет идти на диалог и сотрудничество с ребёнком и родителями, заставляет искать новый индивидуальный подход именно для этого ребёнка, в его неповторимой ситуации развития. Методика большинства уроков включает в себя работу учеников в качестве помощника учителя, когда одни ученики объясняют материал другим. Подготовленные таким образом ученики 9-10 классов в день самоуправления становятся учителями и ведут большую часть уроков в школе, а самые уверенные становятся учителями в классе, состоящем из учителей.
- Наиболее активные родители становятся учителями и даже директорами нашей школы. Пять выпускников школы также работают учителями.
- Иркутская Вальдорфская школа – социальная школа. С первых лет создания в школе учились дети из разных социальных слоев общества: дети предпринимателей, фермеров, чиновников, водителей такси, продавцов и др. Это позволяет ребёнку с ранних лет видеть и осознавать многообразие нашего общества.
Каковы особенности вальдорфского образования? Чем отличаются вальдорфские школы от других альтернативных школ, систем образования?
Отличие в самой цели обучения — формирование личностей, способных задумываться о смысле жизни и находить достойные человека цели. Задача вальдорфского образования — обучение ребёнка в целом: развитие ума, чувств, тела. Программа вальдорфских школ широка и сочетает академические предметы с художественно-практическими навыками. Вальдорфские учителя настроены на поощрение в каждом ребёнке искренней любви к учению. Для этого вальдорфские учителя учатся внимательно наблюдать ребёнка и вовремя замечать ростки его любопытства.
Некоторые характерные особенности вальдорфского обучения:
- На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В основной школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы.
- Первые восемь лет обучения любой предмет может оказаться важным для ребёнка, но не обязательно любимым: его важность могут определять терапевтические цели, поставленные учителем. Занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: рукоделие, искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе), подвижные игры, туризм. В младшей школе академические предметы вводятся постепенно с помощью рисунков учителя и самих детей и с помощью удобных подручных средств из натуральных материалов. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.
- Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам.
- Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В основной школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчёт — характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
- Метод преподавания. Подача материала начинается с восприятия — увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории. Восприятие, чувство, мысль — вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребёнка и отвечает его нуждам. Ученики вальдорфских школ обучаются в соответствии с их собственными духовными силами и в согласии с темпами их собственного духовного, физического, умственного и эмоционального развитием. Мы стараемся, чтобы уроки были живыми и интересными, стимулировали воображение; обращаемся к детям не как к существам, способным только воспринимать чужие мысли, но и как к существам, которые имеют ещё и собственные желания и мнения.
Вальдорфское образование позволяет выпускникам (мы надеемся! мы стремимся к этому!) войти во взрослую жизнь со способностями:
- Самодисциплины;
- Свободного, независимого, аналитического и критического мышления;
- Благоговейного отношения к красоте и чудесам мира.
Как организовано обучение?
Мы начинаем с тех вещей, которые дети больше всего любят и лучше всего делают: бегают, прыгают на скакалке, лазают по деревьям, дерутся друг с другом, громко кричат, а позже поют хором. Каждый предмет мы стараемся давать в правильное время (период развития ребёнка) и правильным образом, чтобы он заинтересовал и стимулировал ребёнка.
Школьный день
Академическая работа в классах происходит первые полтора часа, когда дети наиболее восприимчивы к умственной деятельности. Середина учебного дня отдана искусствам и иностранным языкам. Предметы, требующие участия конечностей и физической активности, падают на третью, заключительную часть дня, когда энергии у ребят больше, а способность к концентрации снижается.
День начинается с приветствия классным учителем каждого ребёнка лично. Когда класс собрался, читается утреннее изречение, за которым следуют декламация, пение, игра на флейтах и т.д. Эта деятельность обеспечивает спокойный переход из внешнего мира в мир основного урока, который занимает первые два часа школьного дня (если считать, что он включает в себя прогулку). Основной урок дается эпохами — в течение нескольких недель изучается один и тот же предмет (например, четыре недели истории, затем три недели геометрии).
Остальная часть дня разбита на более короткие уроки по 40 минут, часть которых ведёт сам классный учитель, а часть — учителя-специалисты. Уроки, следующие за основным, обычно требуют постоянного повторения. Это — иностранные языки (английский и немецкий с 1-го класса), рукоделие, живопись, музыка. Разнообразие предметов одного дня позволяет будить интерес ребёнка и стимулировать его способности.
Как учат чтению в вальдорфской школе?
Программа вальдорфской школы начинается с устной традиции — самой первой формы сохранения знаний человечества. Устный подход (рассказ учителя) используется на протяжении всего обучения. Особенно много говорит учитель в детском саду и в первом классе; хотя в вальдорфской педагогике есть течение, которое рекомендует сводить слова учителя в начальной школе к минимуму: учитель дал инструкцию — дети сделали. Чтению уделяется меньше внимания часто даже и во втором классе.
Чтение в вальдорфской школе следует за усвоением основ письма — так же точно, как это сделало человечество — придумало письменность прежде, чем начало читать. Когда начинаем преподносить основы письменности в первом классе, этим мы помогаем детям открыть каждую букву примерно так же, как это делали древние люди, формируя форму буквы из пиктограммы. Письмо возникает из художественных работ детей, и их способность к чтению появляется вполне естественно, без усилий, как очередная ступень овладения общением.
Напечатанные учебники не появляются в вальдорфской школе так рано, как в других школах. Дети создают свои собственные красочные учебники по каждому предмету. В первом классе такие учебники в основном состоят из рисунков, которыми дети иллюстрируют услышанную сказку. Они фиксируют самые первые свои шаги по направлению к миру формального образования, овладевая понятиями системы письма, ведущей к самому письму, а затем и к чтению. Сначала дети читают с доски, а затем они читают то, что они записали с большой осторожностью в тетрадях на главном уроке. Большинство детей овладевает чтением в третьем классе, хотя уже во втором многие дети успешно справляются с чтением. Впрочем, кто-то читает неуверенно и в четвёртом классе — как и в любой другой школе; развитие детей всегда происходит неравномерно.
Какие различия в воспитании мальчиков и девочек?
В первом-втором классе мальчиков от девочек отличить практически невозможно; в начальной школе всё происходит, как в стихах Остера:
Если, сына отмывая,
Обнаружит мама вдруг,
Что она не сына моет,
А чужую чью-то дочь…
Пусть не нервничает мама,
Ну не всё ли ей равно.
Никаких различий нету
Между грязными детьми.
Мы, однако же, стараемся, чтобы девочки изначально были похожи на девочек: ходили в платьях, а не в джинсах, были аккуратно заплетены в косички и не ругались бы как бандитки.
Какую роль играет искусство в учебном плане?
Искусство — это фундамент вальдорфского учебного плана. Это иллюстрирует следующий афоризм: «Ребёнок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребёнок, который учится работать руками и головой, становится создателем. Ребёнок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится творцом (криэйтором)». Самые глубокие привычки ребёнка и его стиль поведения формируются очень рано, когда он находится на «копирующей» стадии развития (то есть до девяти лет). В это время художественное самовыражение более подходяще, чем всякая другая форма деятельности, для культивирования положительных привычек и манер ребёнка, особенно для обеспечения того, чтобы позднее в жизни он имел возможность интересоваться всем в окружающем мире.
Художественная деятельность позволяет ребёнку найти средство выражения в ответ на воздействия внешней среды. Этот процесс ставит внутреннее существо ребёнка в соприкосновение с его физическим существом, и, таким образом, работа в искусстве производит важное влияние даже на физический рост и развитие. Эта неразрывная связь между телом и душой — характерная черта детства, и мы замечаем это в инстинкте ребёнка выражать на физическом уровне свои чувства и эмоции. Чтобы действия ребёнка не были бездумны и хаотичны, необходимо направить его внутренние порывы на создание каких-либо вещей, прибегая к помощи изобразительного искусства.
Тем не менее, художественная деятельность не бывает только «выразительной» — в этом случае она имела бы мало отличий от вспышек раздражения или гнева. Она должна быть также и созидательной: как по отношению к развивающемуся взаимодействию ребёнка с внешним миром, так и по отношению к внутреннему миру его души. Самое важное — ещё со школьного возраста привить ребёнку привычку к занятиям искусством, т.к. эти занятия формируют важную часть личности ребёнка. Именно поэтому художественная деятельность и входит в учебную программу вальдорфской школы.
Компетенции в различных видах искусств
- Художественное искусство (до уровня выпускника художественной школы: графика, акварель, лепка, скульптура, живопись).
- Музыкальное искусство (с 1-го класса умение играть на флейте и глокеншпиле, владение нотной грамотой, сольфеджио, вокал — на уровне начальной муз. школы). Через музицирование — умение воспринимать и понимать классическую музыку.
- Театральное искусство — неотъемлемая часть учебного процесса, которая кроме возможности самовыражения развивает умение взаимодействовать с другими людьми — как с одноклассниками, так и со взрослыми, умение вживаться в иной образ и понимать других людей. Театральные постановки проявляют скрытые возможности как детей с лидерскими качествами, так и ребят, часто не замечаемых учителями; дают возможность оценить личные качества каждого ребёнка.
Технология (без разделения детей по гендерному признаку!) развивает детей в двух направлениях:
- Через уроки рукоделия, которые построены так, чтобы развивать дизайнерское мышление детей, их волю. Часто на уроках рукоделия изучают традиции ремёсел народов России и изделия выполняются с учётом национальных традиций сибирских народностей. Прядение шерсти, вязание спицами и крючком, валяние шерстяных изделий, ткачество, шитьё.
- Через ремесло, которым начинают заниматься с 5-го класса и занимаются в течение 7 лет и получают навыки ручной и машинной обработки дерева, металла, камня.
Как обстоят дела с домашними заданиями, экзаменами и оценками?
Когда домашнее задание даётся детям в начальной школе, это обычно делается либо для родителей, либо для «репутации» школы как учебного заведения, но это не отвечает нуждам детей этого возраста. Не существует письменной работы, которую дети этого возраста способны сделать самостоятельно. Тем не менее, если они переживают, свой школьный опыт с энтузиазмом, они придут домой с желанием показать и поделиться тем, что они делали в школе.
Задания на дом начинаются в третьем или четвёртом классах. Что бы ни было задано на дом, это должно стоить потраченного времени и быть тем, чем можно гордиться. Контрольные по орфографии не даются никогда. Контрольные и самостоятельные работы по математике, иностранным языкам даются по усмотрению учителя — вальдорфский учитель обязан знать каждого ребёнка настолько хорошо, что частые проверки знаний становятся лишними.
Конечно, дети сдают экзамены, которые требует государство, но они не используются для внутренних целей школы. Оценки не выставляются. Родительские собрания и детализированные характеристики детей составляют расширенную и точную оценку прогресса каждого учащегося, а также его проблем, содержат дополнительную информацию для родителей о том, как обогатить жизнь ребёнка дома. Оценки и контрольные работы могут присутствовать в старшей школе, тогда, когда дети будут готовиться к поступлению в высшие учебные заведения.
Как мы относимся к соревновательности?
Конечно, есть элемент соревновательности в сравнении тех достижений, которые делает сам ребёнок в своем развитии. Ситуация будет совершенно другая, если дух соревновательности будет подстёгиваться учителем или другими взрослыми. Навязанные соревнования могут принести удовлетворение выигравшим, и быть менее вдохновляющими для тех, кто проиграл. Мы предпочитаем, чтобы более способные учащиеся помогали тем, кто в этом нуждается.
Это развивает их социальные качества и обеспечивает сознательный подход к взаимоотношениям. Учитель может ввести групповые соревнования на спортивной площадке или как часть классных упражнений. Чаще это происходит, чтобы стимулировать участие застенчивых детей. В целом мы не находим никаких педагогических причин, чтобы ранжировать детей, основываясь на их достижениях, особенно тех достижениях, которые находятся в узкой академической области.
Какая возникает ситуация, если ребёнок переходит из другой школы в вальдорфскую?
В младших классах (во втором и третьем) дети из других школ будут более продвинутыми в чтении. В то же время их сверстники в вальдорфской школе обычно опережают в арифметических навыках и устной речи. Также в них отражается особое внимание вальдорфской программы к музыке, живописи и рукоделию.
Опыт показывает, что трудности вхождения в вальдорфскую школу редки, хотя детям приходится учиться игре на блокфлейте, иностранным языкам. Надо учитывать и тот факт, что чем старше класс, тем труднее происходит это вхождение.
Поощряется ли участие родителей в жизни школы?
Активный, вовлечённый в школу родитель — это фундамент успеха любой вальдорфской школы. Существует огромное количество ролей, которые могут играть родители, начиная от поддержки работы учителя дома или помощи в классе, кончая помощью в поиске финансовой спонсорской поддержки школы.
Дети первыми чувствуют активное участие своих родителей в жизни школы. Тогда они ещё больше гордятся своими родителями, испытывают чувство благодарности к ним. Дети всегда счастливы, когда вся семья вместе, «заодно». Тем не менее, от родителей не ожидается, что они будут принимать решения по педагогическим вопросам и вопросам школьной программы. Родителям необходимо познакомиться с вальдорфским подходом к образованию, по крайней мере, в той степени, которая нужна для уверенности, что это то, что они хотят для своих детей.
Какое отношение к телевидению, компьютерам и смартфонам?
Вальдорфские учителя предпочли бы, чтобы детей вообще не подвергали воздействию телевидения, и будут отстаивать свою точку зрения, что «хорошие» фильмы для определенного возраста — это то же самое для детей, что и «хорошие» алкогольные напитки. Развивающийся ребенок просто слишком молод, чтобы справиться с физическим воздействием средств массовой информации, не говоря уже о подавлении собственных способностей ребёнка к воображению, о замене человеческого авторитета электронным, что препятствует здоровому развитию личности.
Превалирование телевидения (или интернета) — это одна из главнейших домашних проблем, с которой приходится сталкиваться педагогам. Разница в классе между телевизионными и не телевизионными детьми сильно заметна. Вальдорфские учителя поощряют и поддерживают тех родителей, которые решают убрать телевизор и компьютер из окружения своих детей, тем более, что содержание многих программ весьма спорно.
Сотовые телефоны учащихся в нашей школе на время учебного процесса принято складывать в шкаф около вахты. Взрослые могут пользоваться своими телефонами только в специально отведённых местах.
Почему такое большое значение придается праздникам?
Праздники времён года связывают человека с ритмами природы и космоса. Праздничное присоединение человека к настроению времени года благотворно воздействует на жизнь души. Празднование — это искусство, это умение, утерянное нашей современной культурой. Радость присутствует в ожидании, подготовке, самом праздновании и воспоминаниях. В вальдорфской школе существует четыре основных праздника времен года: Михайлов день (осень), Рождество (зима), Пасха (весна) и Иоаннов день (лето).
Святой Михаил известен как победитель воинства тёмных сил. Это небесный герой, который даёт силу людям. Рождество — древний праздник, совершаемый, когда Солнце посылает Земле меньше всего света. Это то время, когда душа погружается в собственные глубины, чтобы ощутить свой собственный свет. Пасха — название этого праздника происходит от имени дохристианской богини возрождения, плодородия и весны. Человек празднует свое обновление вместе с природой. Символ яйца свидетельствует о возврате жизни после зимнего сна. В Иоаннов день Солнце достигает своей высшей точки. В этот день зажигали костры, чтобы Солнце помогало созреванию урожая.
О программе вальдорфской школы
Всю программу вальдорфских школ сравнивают с восходящей спиралью. К каждому предмету возвращаются несколько раз, но каждое последующее возвращение позволяет заглянуть глубже и дальше. Обычная программа основной школы выглядит следующем образом:
Начальные классы (1-3)
- художественно-изобразительное знакомство с алфавитом, первые навыки чтения и письма, начала грамматики, поэзии и драматургии;
- рисование форм;
- наблюдение чистых и позже составных цветов в мокрой акварели;
- волшебные народные сказки, басни, легенды, истории из Ветхого завета;
- числа, основные математические действия (сложение, умножение, деление и вычитание);
- иностранные языки — английский, немецкий;
- музыка: пение, пентатоническая флейта, музыкальная грамота, диатоническая флейта;
- рассказы о природе, выращивание пшеницы и выпечка хлеба, строительство дома.
Средние классы (4-6)
- узлы и орнаменты;
- чтение, письмо, орфография, грамматика, поэзия, драма;
- русские былины, легенды северных народов, истории и рассказы о других цивилизациях; позже история античности
- возвращение к четырем основным действиям, дроби, проценты; геометрия;
- иностранные языки — английский, немецкий;
- местная и мировая география, сравнительная зоология, ботаника, элементарная физика, начала минералогии.
Старшие классы (7-12)
- творческое письмо, чтение, орфография, грамматика, поэзия, драма;
- история средних веков, эпоха Возрождения, географические открытия, история родной страны, биографии выдающихся представителей человечества;
- география, физика, алгебра, основы химии, агрономия, геология и физиология. Специальные предметы. — прикладные навыки: шитьё, кружева, вязание, вышивание, ткачество, изготовление игрушек, работа по дереву;
- музыка: пение, блок-флейта, струнные, духовые, медные и ударные инструменты;
- иностранные языки — английский, немецкий;
- искусства: живопись, рисование, лепка из воска и глины;
- движения: эвритмия, гимнастика, групповые игры, танец;
- практики: садоводство, лесная, ремесленная, производственная, социальная;
- языковая практика в Германии в партнёрской школе.
Что такое эвритмия?
Говоря наиболее просто, эвритмия — это вид искусства, подобный танцу, где музыка или речь выражается движением тела. Характерные движения соответствуют отдельным нотам или звукам. Её также называют «видимой речью» или «видимой песней». Эвритмия входит в программу всех вальдорфских школ.
И хотя она часто ставит в тупик родителей, незнакомых с вальдорфским образованием, дети с удовольствием отзываются на ее простые ритмы и упражнения, которые помогают им укрепить и привести в гармонию их тело и жизненные силы; позднее старшие ученики разрабатывают сложные эвритмические представления поэзии, драматургии и музыки, глубже проникая таким образом в композицию и содержание. Эвритмия улучшает координацию и усиливает способность слушать.
Когда дети чувствуют себя подобно оркестру и поддерживают между собой чёткие пространственные связи, это также объединяет их в социальном плане. Эвритмию преподаёт специально подготовленный педагог (как правило не менее 4-х лет). Помимо педагогической эвритмии существует также терапевтическая (лечебная) и исполнительская форма этого искусства.[:]