Правда ли, что в первом классе детей не учат читать, не учат письменным буквам, не учат таблицу умножения, дети не пишут ручками?
Про письменные буквы, ручки и таблицу умножения — правда: в первом классе дети рисуют печатные буквы восковыми мелками. Во втором классе начинают изучать письменные буквы и пишут их более тонкими восковыми мелками (пальчиковыми), позже карандашами. Ручки (перьевые) появляются в середине третьего класса.
Вместо таблицы умножения в первом классе дети учат «ряды»: 2, 4, 6, 8…; 3, 6, 9, 12…; 4, 8, 12, 16…
Для ответа на вопрос о чтении надо сначала определить, что такое «учить читать». Если понимать под этим ситуацию, когда учитель сидит рядом с учеником, водит пальцем по строчкам и добивается правильного произношения слов, то да — так мы читать не учим. Вальдорфское обучение не является индивидуальным, основное время занимает работа с группой (со всем классом). И основная задача учителя здесь — добиться, чтобы ребёнок захотел (или не расхотел) учиться читать. Зная буквы, постоянно имея под рукой (в школе и дома) подходящие к возрасту тексты и имея желание их понять, любой здоровый ребёнок способен научиться читать сам (обращаясь, конечно, к взрослому в случае затруднений).
Как учат чтению в вальдорфской школе?
Сначала дети учатся рисовать печатные буквы. Для каждой буквы дети записывают в альбомы несколько слов. Потом эти слова произносит учитель и произносят дети — у детей формируется связь письменного облика слова с его звучанием. Ко второму классу таких «знакомых» слов накапливается много. В это же время (в период обучения чтению) родители, читая дома сказку, останавливаются на самом интересном месте, чтобы у ребёнка возникало желание разобрать дальше текст сказки самостоятельно.
Есть и другие приёмы, поощряющие детей работать с буквам и словами. Например, учитель просит детей написать как можно больше названий животных. Дети помнят, что такие слова они уже писали вчера, неделю назад и две недели назад — и начинают искать подходящие слова в своих альбомах; а для этого им приходится просматривать много слов, написанных в альбоме, и стараться понять их смысл.
Понять смысл прочитанного и хорошо произнести написанный текст — разные задачи. Для улучшения произношения в классе много текстов читают или произносят наизусть «хором», работают со скороговорками и «чистоговорками».
Может ли учитель начальной школы после выпуска в 4-м классе начать работу с новым первым классом?
Нет, классный учитель вальдорфской школы должен вести класс и основные предметы до 8-го класса включительно. Это не всегда получается по разным причинам; но это является правилом.
Не страдает ли качество изучения русского языка и математики из-за того, что в вальдорфской школе больше внимания уделяется рукоделию, искусству, физической культуре?
Это два разных вопроса. Качество изучения любого предмета в вальдорфской школе может страдать, как и в обычной школе, от обычных земных причин: от несовершенства методики, от недостатков конкретного учителя (мы все живые люди), от необъяснимого отрицательного настроя у ребёнка по отношению к предмету (ребёнок тоже живой человек).
Но ребёнок, «насытившийся» движением и искусством, будет гораздо более подготовлен к интеллектуальной нагрузке, чем ребёнок, испытывающий недостаток движения и недостаток чувственных впечатлений (сенсорный голод). Мы считаем, что дети в современном мире испытывают очень большой недостаток движения (да и взрослые тоже), что и является одной из главных причин плохого усвоения академических предметов.
Может ли один учитель (один человек) качественно преподавать русский язык, алгебру, геометрию, физику и историю в 7-м или 8-м классе?
Каждый раз этот вопрос решается индивидуально. Если учитель находит в себе силы и способности изучать вместе с детьми эти предметы на уровне 7-8-го классов, он это делает. Если не находит, просит помощи у коллег, и в классе отдельные предметы начинают вести специалисты.
Как родители могут контролировать успеваемость ребёнка без оценок в дневнике?
Наибольший интерес для контроля, очевидно, представляет оценка «2». Понятно, что она не является серьёзной оценкой знаний (которых в этом случае как бы совсем нет). Она больше выражает отношение учителя к ученику и его родителям. Если возникает сильное расхождение знаний и умений ученика со средним уровнем в классе, такая проблема требует не оценки в дневнике, а сложной и долгой работы учителя совместно с родителями. Вальдорфские учителя стараются выполнять эту работу и решать проблему по существу.
Почему в начальной школе нет домашних заданий?
По той же причине, по которой мы не рекомендуем в первом классе ходить на кружки и секции и не рекомендуем школы раннего развития в первом семилетии: у ребёнка должно быть время «поскучать», ритм дня должен включать в себя как напряжение, так и отдых; ребёнок не должен быть загружен работой с утра до вечера. Ежедневное «домашнее задание» для вальдорфского первоклассника — поделиться с родителями своими впечатлениями, рассказать о своём школьном дне, показать, что удалось сегодня сделать.
В государственной школе тоже нет домашних заданий в первом классе. Когда именно и насколько сложные должны появляться домашние задания, в вальдорфской школе определяет классный учитель, исходя из особенностей класса и отдельных детей — имея в виду, что домашние задания должны приносить каждому ребёнку пользу, а не вред.
Каковы различия в воспитании мальчиков и девочек?
В первом-втором классе мальчиков от девочек отличить практически невозможно; в начальной школе всё происходит, как в стихах Остера:
Если, сына отмывая,
Обнаружит мама вдруг,
Что она не сына моет,
А чужую чью-то дочь…
Пусть не нервничает мама,
Ну не всё ли ей равно.
Никаких различий нету
Между грязными детьми.
Мы, однако же, стараемся, чтобы девочки изначально были похожи на девочек: ходили в платьях, а не в джинсах, были аккуратно заплетены в косички и не ругались бы как бандитки. Мальчиков же примерно с 6-го класса в вальдорфской школе стараются воспитывать как рыцарей — проводят рыцарские турниры.
С какого возраста можно начинать учить детей играть в шахматы?
Наблюдения показывают: во втором классе за два-три урока можно научить примерно каждого четвёртого ребёнка ставить «линейный мат» (решать наиболее простую геометрическую задачу в шахматах); после чего за два-три дня дети этот навык утрачивают и всё обучение можно начинать сначала. В третьем-четвёртом классе уже можно получить более устойчивые навыки осмысленного движения шахматных фигур. Раньше третьего класса массово заниматься шахматами нет смысла, а наиболее оптимальное время начала — всё-таки четвёртый-пятый класс.
Зачем так много походов, «практик», спектаклей, занятий живописью, скульптурой, музыкой?..
Если сказать коротко, вальдорфские учителя считают всё это необходимым для здорового развития ребёнка. Для подробного рационального обоснования этого ответа нужна как минимум диссертация. Если у вас нет доверия, нет интуитивной уверенности в правильном вальдорфском балансе практических и академических занятий, то, скорее всего, этот путь не для вас.
Сможет ли мой ребёнок после вальдорфской школы поступить в институт на бюджет?
Если сказать коротко, скорее да, чем нет: сможет, если захочет. Проблема в том, что мы стараемся воспитать в детях осознанное отношение к принятию решений, и, пока ваш ребёнок учится в вальдорфской школе, он вполне может передумать поступать в выбранный вами вуз. Что происходит с выпускниками в реальности, вы можете почитать в Книге выпускников ИВШ.
Как перейти в вашу школу из другой школы в пятом-седьмом классе?
Ребёнку надо посетить выбранный класс в течение нескольких дней (гостевое посещение), а вам изучить основы вальдорфской педагогики – например, на родительском лектории. Можно и просто в интернете. После этого мы проведём с вами очень серьёзное собеседование, чтобы убедиться в глубине ваших познаний, а классный учитель решит, сможет ли он эффективно обучать вашего ребёнка. И ещё с вами проведёт самое серьёзное собеседование родительский комитет школы, и если вы не пройдёте этот этап (получив положительное решение), вероятность поступления в школу будет очень низкой.
При успешном переходе в нашу школу вам надо будет срочно развивать недостающие навыки: учиться играть на блок-флейте, вязать крючком и на спицах, вышивать крестиком, прыгать на скакалке, стрелять из лука и лазить через заборы. Чем старше класс, тем больше навыков придётся навёрстывать.
Почему для поступления (перевода) в вашу школу надо посещать лекторий или учиться по интернету, если я знаю учителя (директора, завуча, повара…) лично и просто доверяю ему и всей системе обучения?
Обучение в нашей школе невозможно (или будет сильно затруднено) без активного участия родителей. Если вы слабо представляете себе, куда мы ведём вашего ребёнка, то даже при самом лояльном отношении вы будете в процессе обучения балластом, «пассажиром», тянущим воз назад. А в какой-то момент вы внезапно узнаете, что из-за отсутствия, например, лесной практики, ребёнок остался на второй год – и скажете, что вас об этом не предупреждали.
Почему нельзя посещать секции и кружки в первом-втором классе? Почему нельзя учиться в Театре Лопаева?
Театр Лопаева «взрослит» ребёнка в возрасте 7-10 лет, а вальдорфская школа стремится погружать детей в деятельность, соответствующую возрасту, так как это помогает правильному, здоровому развитию ребёнка. Если слова «правильный» и «здоровый» не являются для вас аргументом из-за возможности разного понимания, можно сказать проще: занятия не по возрасту отнимают у ребёнка детство.
В первом-втором классе ЛЮБЫЕ секции и кружки отнимают у ребёнка силы, необходимые для школы. Занятия в вальдорфской школе являются очень серьёзной нагрузкой для ребёнка – это не теория обучения, вальдорфские учителя знают это из своей практики. Если вы не доверяете опыту и рекомендациям вальдорфских учителей, вам лучше выбрать другую школу, так как постоянный конфликт между вами и классным учителем принесёт ребёнку большой вред.
Почему ребёнок должен есть кашу в столовой, а не может просто попить чай с хлебом (бутербродом)?
Потому что если ребёнок не есть кашу, значит, он не голодный. В этом случае он имеет право просто попить воды. Если же он утверждает, что хочет именно есть, тогда сначала – каша. Могут быть лишь редкие исключения, непереносимость какого-либо продукта. Эти случаи лучше сразу оговорить на собеседовании при поступлении в школу.
С кашей чаще всего возникает проблема, потому что вы дома разрешаете ребёнку сыпать в кашу сахар. У нас же в столовой можно добавлять в кашу только мёд или корицу – это более здоровые «усилители вкуса», чем сахароза. Начинайте приучать ребёнка дома использовать вместо сахара мёд или изюм. Или ничего не использовать, так как сильно голодный человек с удовольствием ест любую кашу без всего. Ваша проблема в том, что вы никогда не бываете сильно голодными и своему ребёнку не позволяете этого.