[:ru]
Философия и история
Проектные работы иногда бывают в школе, иногда нет. В советское время их не было, сейчас учебные проекты (или учебные исследования) являются частью ФГОС. В вальдорфской школе групповые проектные работы выполняются учениками 8-10 классов, а в 11-12 классе каждый ученик выполняет индивидуальную проектную работу.
Всегда бывает сложно понять, что может быть проектом, а что нет, и часто мы должны решать дилемму — что хуже: слишком простая работа или полное отсутствие проекта? (У многих учителей вызывает возмущение слишком простая, на их взгляд, работа, и они задают этот вопрос: может быть, лучше вообще было честно от неё отказаться?) Иногда из-за неверного решения этой дилеммы ученик выбирает слишком сложную работу и не справляется, и мы опять же получаем полное отсутствие годовой проектной работы.
Проектная работа всегда делается на показ, её результаты демонстрируются публично. Это требование создаёт элемент шоу и позволяет сделать работу в общем-то из ничего. Например, все знают игру в домино: мы выстраиваем на столе вертикально 20 костяшек, потом роняем крайнюю, и все костяшки по очереди падают — очень красиво. Если взять не 20 костяшек, а 20 тысяч, эта игра уже может быть проектом, потому что а) выстраивать 20 тысяч костяшек понадобится несколько месяцев — налицо высокая сложность проекта, б) демонстрация проекта вызовет бурю аплодисментов — налицо зрелищность, и в) вполне можно будет научно обосновать хитрую геометрию, систему безопасности от раннего срабатывания и кучу других возникающих от количества работы сложностей.
Индивидуальные работы 2017-2018 года
- Проект «Авторская кукла» показал, что не обязательно изобретать нечто невероятное, чтобы поразить зрителей, — проект может быть и чем-то привычным, всем знакомым. Автору сложно было ответить на коварный вопрос из зала «чем эти куклы отличаются от той, что вы делали в пятом классе» в силу очевидности ответа и некоторой наивности автора.Если бы автор смотрел в детстве побольше мультиков, он мог бы в ответе процитировать отзыв анти-героя Бади о новом роботе: «Он — больше! Он — опасней!» Понятно ведь, что кукол люди делают и в 12 лет, и в 30 лет, и в 50 лет — и куклы могут получаться более или менее искусными, выразительными — в этом и состоит отличие.
- Проект «Летающая Змея» (или Змей?) показал зрителям, что не всё в этом знакомом всем с детства деле так уж очевидно, — змеи, оказывается, бывают квадратными (в смысле кубическими, объёмными), а не только плоскими. И у такого вот «коробочного» змея подъёмная сила намного больше, не каждый человек может его посадить после взлёта (а только очень толстый человек, или два человека, а первоклассников, наверное, понадобилось бы человек десять).Осталось не совсем ясным, почему всё-таки это летающая «змея», а не «дракон» — автор провёл подробное исследование символа «полётности», но не развития символа «рептилоидности».
- Проект «Книга выпускников» можно спокойно отнести к группе риска «невыполнимости» из-за его объёма — 40 интервью с фотографиями. Этот проект явно вышел за рамки «индивидуальности» и потребовал помощников. Очевидными стали как его социальная значимость, так и «недоработанность» во многих планах: например, в плане издания книги — из-за высокой себестоимости был напечатан только один экземпляр.Самое интересное, возможно, осталось «за кадром»: первые выпускники школы могли бы дать много ценной информации, но они заканчивали только 9 классов, а в книгу пока вошли только выпускники 12-го класса. Про 9-й класс, видимо, надо будет делать отдельную книгу, и там будут свои сложности: больший объём материала и большее количество недоступных выпускников (в изданной книге не удалось взять интервью только у одного человека).
Сборник интервью с выпускниками. Проектная работа Ольги Шендеровой, 2018 год
- Проект «Изготовление варгана» можно было бы сделать «стандартным» и рекомендовать в следующих выпускных классах — как что-то вроде экзамена для отдельных учащихся. Он довольно объёмный в плане научных знаний, материаловедения. Он имеет отношение к искусству. То есть автор должен будет проявлять разносторонность: компетентность и в техническом плане (которую надо будет ещё и уметь объяснять научно) и в исполнительском — какие-то хотя бы начальные навыки игры на варгане.Выполненный в этом году проект можно считать эталонным — к его уровню, думаю, будущим выпускникам подойти будет достаточно сложно, им будет к чему стремиться.
- Проект «Диалоги платонов» — об определении понятия «счастье». Если обычно проект бывает «более зрелищным» или «менее зрелищным», то данный проект смело можно было классифицировать как «анти-зрелищный»: его результатом стало некоторое новое понимание автором каких-то вещей, которое довольно трудно представлять на сцене зрителям.Точнее, это понимание можно изложить обычными словами — что автор и сделал. Но вся история человечества говорит нам о том, что обычные слова превращаются в личное, глубокое понимание для каждого человека только после большой, напряжённой работы, которую зрители конечно же не могли проделать вместе с автором за 20 минут презентации проекта.Проект может использоваться в качестве теста на толерантность для людей, которые любят порассуждать на отвлечённые темы, но не хотят (или не умеют) слушать рассуждения других людей.
Михаил Альфредович Гутентог,
куратор 12 класса в 2017-18 учебном году, ныне классный учитель
[:en]
Философия и история
Проектные работы иногда бывают в школе, иногда нет. В советское время их не было, сейчас учебные проекты (или учебные исследования) являются частью ФГОС. В вальдорфской школе групповые проектные работы выполняются учениками 8-10 классов, а в 11-12 классе каждый ученик выполняет индивидуальную проектную работу.
Всегда бывает сложно понять, что может быть проектом, а что нет, и часто мы должны решать дилемму — что хуже: слишком простая работа или полное отсутствие проекта? (У многих учителей вызывает возмущение слишком простая, на их взгляд, работа, и они задают этот вопрос: может быть, лучше вообще было честно от неё отказаться?) Иногда из-за неверного решения этой дилеммы ученик выбирает слишком сложную работу и не справляется, и мы опять же получаем полное отсутствие годовой проектной работы.
Проектная работа всегда делается на показ, её результаты демонстрируются публично. Это требование создаёт элемент шоу и позволяет сделать работу в общем-то из ничего. Например, все знают игру в домино: мы выстраиваем на столе вертикально 20 костяшек, потом роняем крайнюю, и все костяшки по очереди падают — очень красиво. Если взять не 20 костяшек, а 20 тысяч, эта игра уже может быть проектом, потому что а) выстраивать 20 тысяч костяшек понадобится несколько месяцев — налицо высокая сложность проекта, б) демонстрация проекта вызовет бурю аплодисментов — налицо зрелищность, и в) вполне можно будет научно обосновать хитрую геометрию, систему безопасности от раннего срабатывания и кучу других возникающих от количества работы сложностей.
Индивидуальные работы 2017-2018 года
- Проект «Авторская кукла» показал, что не обязательно изобретать нечто невероятное, чтобы поразить зрителей, — проект может быть и чем-то привычным, всем знакомым. Автору сложно было ответить на коварный вопрос из зала «чем эти куклы отличаются от той, что вы делали в пятом классе» в силу очевидности ответа и некоторой наивности автора.Если бы автор смотрел в детстве побольше мультиков, он мог бы в ответе процитировать отзыв анти-героя Бади о новом роботе: «Он — больше! Он — опасней!» Понятно ведь, что кукол люди делают и в 12 лет, и в 30 лет, и в 50 лет — и куклы могут получаться более или менее искусными, выразительными — в этом и состоит отличие.
- Проект «Летающая Змея» (или Змей?) показал зрителям, что не всё в этом знакомом всем с детства деле так уж очевидно, — змеи, оказывается, бывают квадратными (в смысле кубическими, объёмными), а не только плоскими. И у такого вот «коробочного» змея подъёмная сила намного больше, не каждый человек может его посадить после взлёта (а только очень толстый человек, или два человека, а первоклассников, наверное, понадобилось бы человек десять).Осталось не совсем ясным, почему всё-таки это летающая «змея», а не «дракон» — автор провёл подробное исследование символа «полётности», но не развития символа «рептилоидности».
- Проект «Книга выпускников» можно спокойно отнести к группе риска «невыполнимости» из-за его объёма — 40 интервью с фотографиями. Этот проект явно вышел за рамки «индивидуальности» и потребовал помощников. Очевидными стали как его социальная значимость, так и «недоработанность» во многих планах: например, в плане издания книги — из-за высокой себестоимости был напечатан только один экземпляр.Самое интересное, возможно, осталось «за кадром»: первые выпускники школы могли бы дать много ценной информации, но они заканчивали только 9 классов, а в книгу пока вошли только выпускники 12-го класса. Про 9-й класс, видимо, надо будет делать отдельную книгу, и там будут свои сложности: больший объём материала и большее количество недоступных выпускников (в изданной книге не удалось взять интервью только у одного человека).
Сборник интервью с выпускниками. Проектная работа Ольги Шендеровой, 2018 год
- Проект «Изготовление варгана» можно было бы сделать «стандартным» и рекомендовать в следующих выпускных классах — как что-то вроде экзамена для отдельных учащихся. Он довольно объёмный в плане научных знаний, материаловедения. Он имеет отношение к искусству. То есть автор должен будет проявлять разносторонность: компетентность и в техническом плане (которую надо будет ещё и уметь объяснять научно) и в исполнительском — какие-то хотя бы начальные навыки игры на варгане.Выполненный в этом году проект можно считать эталонным — к его уровню, думаю, будущим выпускникам подойти будет достаточно сложно, им будет к чему стремиться.
- Проект «Диалоги платонов» — об определении понятия «счастье». Если обычно проект бывает «более зрелищным» или «менее зрелищным», то данный проект смело можно было классифицировать как «анти-зрелищный»: его результатом стало некоторое новое понимание автором каких-то вещей, которое довольно трудно представлять на сцене зрителям.Точнее, это понимание можно изложить обычными словами — что автор и сделал. Но вся история человечества говорит нам о том, что обычные слова превращаются в личное, глубокое понимание для каждого человека только после большой, напряжённой работы, которую зрители конечно же не могли проделать вместе с автором за 20 минут презентации проекта.Проект может использоваться в качестве теста на толерантность для людей, которые любят порассуждать на отвлечённые темы, но не хотят (или не умеют) слушать рассуждения других людей.
Михаил Альфредович Гутентог,
куратор 12 класса
[:de]
Философия и история
Проектные работы иногда бывают в школе, иногда нет. В советское время их не было, сейчас учебные проекты (или учебные исследования) являются частью ФГОС. В вальдорфской школе групповые проектные работы выполняются учениками 8-10 классов, а в 11-12 классе каждый ученик выполняет индивидуальную проектную работу.
Всегда бывает сложно понять, что может быть проектом, а что нет, и часто мы должны решать дилемму — что хуже: слишком простая работа или полное отсутствие проекта? (У многих учителей вызывает возмущение слишком простая, на их взгляд, работа, и они задают этот вопрос: может быть, лучше вообще было честно от неё отказаться?) Иногда из-за неверного решения этой дилеммы ученик выбирает слишком сложную работу и не справляется, и мы опять же получаем полное отсутствие годовой проектной работы.
Проектная работа всегда делается на показ, её результаты демонстрируются публично. Это требование создаёт элемент шоу и позволяет сделать работу в общем-то из ничего. Например, все знают игру в домино: мы выстраиваем на столе вертикально 20 костяшек, потом роняем крайнюю, и все костяшки по очереди падают — очень красиво. Если взять не 20 костяшек, а 20 тысяч, эта игра уже может быть проектом, потому что а) выстраивать 20 тысяч костяшек понадобится несколько месяцев — налицо высокая сложность проекта, б) демонстрация проекта вызовет бурю аплодисментов — налицо зрелищность, и в) вполне можно будет научно обосновать хитрую геометрию, систему безопасности от раннего срабатывания и кучу других возникающих от количества работы сложностей.
Индивидуальные работы 2017-2018 года
- Проект «Авторская кукла» показал, что не обязательно изобретать нечто невероятное, чтобы поразить зрителей, — проект может быть и чем-то привычным, всем знакомым. Автору сложно было ответить на коварный вопрос из зала «чем эти куклы отличаются от той, что вы делали в пятом классе» в силу очевидности ответа и некоторой наивности автора.Если бы автор смотрел в детстве побольше мультиков, он мог бы в ответе процитировать отзыв анти-героя Бади о новом роботе: «Он — больше! Он — опасней!» Понятно ведь, что кукол люди делают и в 12 лет, и в 30 лет, и в 50 лет — и куклы могут получаться более или менее искусными, выразительными — в этом и состоит отличие.
- Проект «Летающая Змея» (или Змей?) показал зрителям, что не всё в этом знакомом всем с детства деле так уж очевидно, — змеи, оказывается, бывают квадратными (в смысле кубическими, объёмными), а не только плоскими. И у такого вот «коробочного» змея подъёмная сила намного больше, не каждый человек может его посадить после взлёта (а только очень толстый человек, или два человека, а первоклассников, наверное, понадобилось бы человек десять).Осталось не совсем ясным, почему всё-таки это летающая «змея», а не «дракон» — автор провёл подробное исследование символа «полётности», но не развития символа «рептилоидности».
- Проект «Книга выпускников» можно спокойно отнести к группе риска «невыполнимости» из-за его объёма — 40 интервью с фотографиями. Этот проект явно вышел за рамки «индивидуальности» и потребовал помощников. Очевидными стали как его социальная значимость, так и «недоработанность» во многих планах: например, в плане издания книги — из-за высокой себестоимости был напечатан только один экземпляр.Самое интересное, возможно, осталось «за кадром»: первые выпускники школы могли бы дать много ценной информации, но они заканчивали только 9 классов, а в книгу пока вошли только выпускники 12-го класса. Про 9-й класс, видимо, надо будет делать отдельную книгу, и там будут свои сложности: больший объём материала и большее количество недоступных выпускников (в изданной книге не удалось взять интервью только у одного человека). Сборник интервью с выпускниками. Проектная работа Ольги Шендеровой, 2018 год
- Проект «Изготовление варгана» можно было бы сделать «стандартным» и рекомендовать в следующих выпускных классах — как что-то вроде экзамена для отдельных учащихся. Он довольно объёмный в плане научных знаний, материаловедения. Он имеет отношение к искусству. То есть автор должен будет проявлять разносторонность: компетентность и в техническом плане (которую надо будет ещё и уметь объяснять научно) и в исполнительском — какие-то хотя бы начальные навыки игры на варгане.Выполненный в этом году проект можно считать эталонным — к его уровню, думаю, будущим выпускникам подойти будет достаточно сложно, им будет к чему стремиться.
- Проект «Диалоги платонов» — об определении понятия «счастье». Если обычно проект бывает «более зрелищным» или «менее зрелищным», то данный проект смело можно было классифицировать как «анти-зрелищный»: его результатом стало некоторое новое понимание автором каких-то вещей, которое довольно трудно представлять на сцене зрителям.Точнее, это понимание можно изложить обычными словами — что автор и сделал. Но вся история человечества говорит нам о том, что обычные слова превращаются в личное, глубокое понимание для каждого человека только после большой, напряжённой работы, которую зрители конечно же не могли проделать вместе с автором за 20 минут презентации проекта.Проект может использоваться в качестве теста на толерантность для людей, которые любят порассуждать на отвлечённые темы, но не хотят (или не умеют) слушать рассуждения других людей.
Михаил Альфредович Гутентог,
куратор 12 класса
[:]